Параноидальный триллер М.Найта Шьямалана «Явление»
НА ЭКРАНЫ вышел параноидальный триллер М.Найта Шьямалана “Явление”, в котором не поймешь, чего больше – парнойи, ужастиков или смешариков. Публика, пришедшая на премьеру в кинотеатр “Октябрь”, своим здоровым смехом голосовала за последнее. Режиссер, очевидно, добивался первого. Получилось ни то, ни се.Как говорят о блюде, заменяющем сразу и первое, и второе – полтора.Ужасная эпидемия косит народонаселение Америки.Дует легкий ветерок, шелестят деревья, люди застывают в странных позах, а потом начинают убивать себя всеми подручными способами: кто под машину бросится, кто сиганет со строительных лесов, кто вскроет себе вены, кто шваркнется о ствол дерева. Между тем, скромный школьный учитель Эллиот рассказывает детям о загадочным исчезновении поголовья пчел. Когда эпидемия охватывает всю Филадельфию, Эллиот с женой пытаются спастись бегством в американской провинции. Вместе с ними бежит полгорода. Оказавшись в сельской местности, Эллиот убеждается, что и здесь “мертвые с косами вдоль дорог стоят и – тишина”. Тогда он выдвигает теорию, что во всем виноваты деревья, которые ополчились на человечество за плохое поведение и теперь вырабатывают смертоносный токсин. Улепетывая от токсина по полям, Эллиот с женой выясняют отношения.Она рассказывает, что пила кофе с посторонним мужчиной, он - что чуть было не купил микстуру от кашля у хорошенькой аптекарши. Оба потрясены вероломством партнера. У Шьямалана всегда был хороший нюх на иронию, но в данном случае запах и токсина, видимо парализовал рецепторы обоняния. Как, впрочем, и все остальные.“Явление” похоже на тот самый ветерок, что несет смертоносный токсин. Дунул, отшелестел, пробежал легкой рябью по траве – и ничего не осталось, будто и не было вовсе. Сюжет его прямолинеен до тупости и неизобретателен до бездарности. И это при том, что все предыдущие фильмы Шьямалана походили, скорее, на крону огромного дерева – сложносочиненные, извилистые конструкции с множеством ветвей, персонажей, смыслов, подтекстов, сюжетных линий, ироничных выпадов. Взять хоть “Таинственный лес”, хоть “Знаки”, хоть знаменитое “Шестое чувство”. Но тут Шьямалан то ли притомился, то ли сюжет ему быстро надоел, то ли побился об заклад, что перевыполнит план по срокам, то ли фантазии его были настолько безумны, что продюсерам ничего не оставалось, как отрезать четверть фильма, чтобы никого не испугать.Впрочем, крупицы золота в этой унылой породе все же имеются. Ну, правда, куда делись пчелы-то? И почему маленькую девочку, которая досталась Эллиоту с Альмой в наследство от друзей, нельзя брать за руку “просто так”? И кто, собственно, такая странная старушка, похожая на сказочный персонаж? И почему деревья, взбесившись, так быстро пришли в себя? Что вообще произошло? Эти таинственные знаки и загадки Шьямалан будто нарочно не объясняет, совершая самый легкий, поверхностный, путь из начала фильма в финал.Единственный ответ, который у его есть, это ответ нудного школьного учителя природоведения, который выдает одни банальности: деревья вырабатывают токсин, потому что люди губят окружающую среду. Уж лучше бы молчал, честное слово. Уж лучше бы объяснения по поводу природы возникновения Явления тоже остались загадкой, как и то, отчего у старухи съехала крыша. Тогда действительно получилась бы история о нечто необъяснимом, что берется ниоткуда и уходит в никуда, что человек не может понять и с чем не может справиться.Просто есть вещи, которые вообще не надо объяснять, иначе они теряют всякий смысл.