«Отпетые мошенники» Эрика Бенара
НЕ КАЖЕТСЯ ли вам, что на свете нет ничего очаровательнее французской криминальной комедии? Кажется? Так вот, «Отпетые мошенники» – совсем другое кино. В сущности, «Отпетые мошенники» ничем не плохи, а в определенном смысле даже хороши. Это очень красивое кино с полным джентльменским набором атрибутов роскошной жизни: яхты, шампанское, тарталетки, гольф, бильярд, покер, декольтированные туалеты, бриллианты, виллы, отели на пять с плюсом… Список далеко не весь, приведи я его полностью, на этом и закончилась бы рецензия.Кроме того, приятно, честное слово, посмотреть наконец на красивых мужчин.Жан Рено, плавно перешедший от ролей суровых полицейских комиссаров, киллеров и чистильщиков к аферисту международного масштаба, демонстрирует королевскую стать и иноходь.Жан Дюжарден, который у нас почти неизвестен, а во Франции – полновесная звезда, комик, хохмач, сочится галльским обаянием, как французский гусь, откормленный для фуа-гра, жиром. Итак, «Отпетые мошенники» и правда ничем не плохи и были бы еще лучше, если бы зритель имел возможность понять хоть что-нибудь из того, что происходит на экране.Эрик Бенар, режиссер и сценарист, поработал на славу – создал такую многоходовку, так упрятал все концы, так запутал ниточки, что впору идти в кинотеатр с кульманом и ватманом, чтобы расчертить эту конструкцию на составляющие и провести стрелочки от обмана к обману, от разоблачения к заблуждению, от одной хитрости к другой. Обаятельный Кэш – то ли мелкий карманный воришка, то ли фальшивомонетчик, то ли гениальный аферист. Чего он хочет – отомстить за убийство брата или украсть чемодан бриллиантов – непонятно до конца. Кого он любит, становится понятно, но именно что в конце. Кто ему враг, а кто друг – поди разберись! Здесь каждый не тот, кем кажется. У каждого куча масок. И кто чего хочет, кто кого любит, кто кому враг, а кто друг, кто преступный, а кто честный, как кого зовут и кто во что играет – задача со многими неизвестными.Суть грандиозной аферы с кражей бриллиантов демонстрируется впроброс, кадры сменяют друг друга так быстро, словно это карты в руках опытного мошенника, путаются имена и лица, забываются сюжетные коллизии, количество персонажей зашкаливает за количество тех же карт в одной колоде и, вжавшись в ужасе в кресло, хочется крикнуть: «Больше двух в одни руки не сдавать!» Впрочем, все это большой блеф.Я об афере с бриллиантами.Ну, и о фильме тоже.Эрик Бенар показал удивительную способность составлять хитроумные конструкции, но авторство на детали этих конструкций принадлежит не ему. Это не цитаты и не аллюзии. Это прямое заимствование. Неизбитых ходов тут нет. Все они напоминают нечто, уже виденное в других фильмах. Французского остроумия, которое могло бы спасти чудовищную мясорубку, где каждую минуту все переворачивается с ног на голову и проворачивается в вязкий фарш, хватает только на финал. «Отпетых мошенников» уже сравнивали со всеми тремя «Друзьями Оушена». Сравнение напрашивается. «Мошенники» повторяют некоторые сюжеты «Оушена» почти буквально, так же, как Эрик Бенар почти буквально копирует почерк Содерберга. Разница между первым и вторым одна, и в фильме она показана очень ясно: поддельные бриллианты никогда не блестят.