Что такое толерантность?
Это слово дежурит в речах политиков, мелькает в быту и на разные лады толкуется в научной литературе. Упрек в отсутствии толерантности может быть брошен с экрана националистам и на кухне зятю, переключившему тещин сериал на новостную программу.Американизированная «Википедия» достаточно ясно намекает на разницу между российским и западным пониманием толерантности. Наши словари дают буквальный перевод: терпимость (от лат.tolerantia – терпение), а уже затем более или менее развернутое толкование. «Терпеть – это безропотно переносить что-либо бедственное, тяжелое, неприятное, – объясняет «Википедия». – А толерантность – готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных».Психологи различают три типа толерантности: детскую от доверчивости толерантность-терпение и толерантность – уважение чужих ценностей. Причем терпение рассматривается не как традиционная православная добродетель, а как подавленная агрессия. На мой взгляд, это окончательно проясняет позицию авторов «Википедии»: злые эти русские, и до благосклонности англосаксов им еще расти и расти.С моей социологической колокольни толерантность – процесс многосторонний. Это понимание норм, по которым живут разные люди. Толерантность между разными поколениями, между разными социальными группами, конфликтными сторонами; толерантность бытовая, социальная в широком смысле и политическая.Применительно к сегодняшним событиям в Южной Осетии: одни будут терпеть, другие приветствовать, третьи понесут гуманитарную помощь, сдадут кровь и примут пострадавших родственников, а четвертые переключат телевизор на развлекательный канал. Даже те, кто проклинает и митингует или взламывает грузинские сайты и выкладывает коллажи из фотографий Саакашвили и Гитлера, проявляет известную толерантность: в конце концов, высказывать неодобрение – это не по больнице из «Града» стрелять.Порой наступают моменты, когда вопрос о толерантности ставится ребром.[b]Мы тебе не угодили? [/b]В субботу двадцатилетняя Катя с ужасом узнала, что на родине ей места нет.Отец у Кати русский, москвич, мать – грузинка, моя подруга и соседка по подъезду. Катя говорит и думает на двух языках. До восьми лет училась в московской гимназии, потом выбрала жизнь с бабушкой в маленьком городке в западной Грузии, который много лет не видел электричества. Бабушке было тяжело, и Катя стала помогать.Окончила на «отлично» грузинскую школу (только медаль ей не дали – приберегли для выпускников титульной нации). Как гражданка России получила целевое направление на учебу в грузинском вузе (наше правительство за нее деньги платит). Помогла в этом жена российского посла, по крови грузинка, которая смогла понять ситуацию в семье.Катя учится на грузинском отделении, а русский язык изучает как иностранный. На улицах старается разговаривать только по-грузински, благо, что брюнетка. Курносый нос все равно выдает, и Кате приходилось ощущать на себе все колебания российско-грузинских отношений.Для родственников она русская, чуть что: «Ах, мы тебе не угодили?! Не понимаешь наших обычаев!» Обычаи она понимает. Молится в общей для обоих народов православной церкви. Приготовит национальные блюда, купит в московском магазине сыр сулугуни, произведенный в Белоруссии. Катя прожила в Грузии самые тяжелые годы изоляции. Сносила и отсутствие связи, и невозможность добраться до родителей в Москве. Ездила к ним на каникулы через Ереван, Баку или Донецк за тысячу долларов в один конец, родители копили и влезали в кредиты, чтобы оплатить ей дорогу.Сейчас ей надо получить студенческую визу, чтобы вернуться в Тбилиси и дальше учиться в своем медицинском университете. Но к грузинскому посольству не подойдешь, и не потому, что пикетируют и не пропускают – пожалуйста, проходи. Русской Кате самой стыдно подойти.Грузинка Катя связывается с друзьями по Интернету. Пишут ей, что мальчишек мобилизовали, раздали оружие, а потом всех, кому нет двадцати пяти, распустили по домам. Теперь требуют вернуть оружие, мальчишки отвечают: «Мы его побросали».В субботу Кате написали: «Не возвращайся». Потом родственники дозвонились до родителей, сказали: дочку не посылать. Сейчас только появись в толпе россиянин – разорвут.Незрелый еще подросток – Катин брат, посмотрев по телевизору на танки и раненых, хочет оказаться там. Его спросили: а за кого ты будешь? Ответил, что встанет одной ногой на одну сторону, другой на другую, а получит с обеих сторон.Чувство двух родин, противостоящих друг другу. Московская семья, до которой дотянулась далекая беда.[b]Обратная сторона медали [/b]Толерантность возникла в западном мире по необходимости: когда религиозные чувства в обществе ручейками растеклись в разные стороны, оставалось только терпеть «неправильно» молившегося соседа, чтобы каждая ночь не превратилась в Варфоломеевскую. Из этой вот веротерпимости выросли остальные демократические свободы. Невозможно же воспользоваться, к примеру, свободой слова, если в ответ тебя забрасывают камнями.Технический прогресс – тоже ведь следствие толерантности. В обществе с жесткими социальными устоями ткач ткал, аристократ правил. А когда они пригляделись друг к другу, выпускник Оксфорда Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок и построил первую в истории прядильно-ткацкую фабрику.С точки зрения его предков это был бы немыслимый позор – они и не изобрели ничего.Слава толерантности? Подождите… Когда европеец увлеченно бубнит мантры и хрупает жареную саранчу, он привыкает к мысли, что его родная культура – только одна из множества. Отсюда остается шаг до безразличия к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят», – говорил мудрый писатель Гилберт Кийт Честертон.Вторая опасность толерантности просто ужасна на наш варварский взгляд.Во время Второй мировой войны английские спецслужбы при горячем участии Черчилля организовали Управление специальных операций (УСО) для диверсионной работы против немцев. Черчилль был убежден, что в Европе миллионы людей не смирились с оккупацией, только спичку поднеси.И подносили. Наштамповали больше полумиллиона примитивных одноразовых пистолетов, которые предполагалось просто разбрасывать, чтобы каждый мог подобрать и пальнуть в спину немецкому патрулю. Засылали во Францию сотни парашютистов – организаторов подполья. А они потом докладывали, что организованное сопротивление готовы оказывать в основном комму-__ нисты (то есть заведомо не толерантные люди, поставившие себе цель изменить режим). Понятно, что подкармливать коммунистов англичанам вовсе не улыбалось.Прославленные после войны «маки» – отряды Сопротивления – насчитывали меньше бойцов, чем набранная из добровольцев французская дивизия СС «Шарлемань». Кстати, французские эсэсовцы были последними защитниками бункера Гитлера в Берлине.Серьезную опасность для нацистов представляли только партизаны Югославии. Остальная Европа исправно трудилась на оккупантов, проявляя толерантность – не знаю уж, какого типа: «терпение» или «благосклонное признание».Толерантно мыслящий человек чувствует себя гражданином Земшара. Но до реального мирового сообщества с едиными интересами еще далеко (и будет ли оно когда-нибудь?) Поэтому толерантность незаметно для ее носителя может обернуться изменой.Сейчас «герои дня» – группа правозащитников во главе с Сергеем Ковалевым, подписавших обращение, которое начинается так: «8 августа Россия под предлогом «защиты российских граждан» в самопровозглашенной республике Южная Осетия начала агрессию против Грузии».Легко могу понять Джорджа Буша. Сколько денег потратила Америка на Саакашвили с самого начала, с «революции роз» – и нате: вляпались «розовые революционеры». И блицкриг прогадили – это с американскими инструкторами, с американской, израильской и весьма неплохой украинской техникой. И резню начали рано. Если бы завершили «освободительную операцию», а потом тихой сапой, как сербов в Косово… А теперь Бушу остается только поддерживать своего ставленника на словах. Не воевать же из-за него с Россией.Но что в головах у ПРАВОЗАЩИТНИКОВ, которые в своем пространном обращении вспомнили захват Судетской области нацистской Германией, ввод советских войск в Афганистан, но не нашли места, чтобы упомянуть тысячи погибших под ударами грузинских ракет? На каком облаке они сидят, если оказались неспособны просто пожалеть убитых людей? Или воображают себя с завязанными глазами, с мечом и весами Фемиды в руках? Или все проще, гораздо проще? «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». [b]КСТАТИ КАК ВОЗНИКЛА ТОЛЕРАНТНОСТЬ [/b]Западные историки считают, что толерантность как осознанная массовая идея возникла в XVII веке. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, были индепенденты и левеллеры, считавшие, что «ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения». Левеллеров, которые устроили в Оксфорде восстание с требованием широких политических прав и свобод для населения, Кромвель жестоко подавил. Но идею веротерпимости воспринял. [b]ЦИТАТА[/b] Из 120-тысячного населения (Южной Осетии) больше четверти стали беженцами. Это этническая чистка или нет? Погибло 2 тысячи человек мирного населения. Сколько еще надо убить, чтобы назвать это этнической чисткой?» Из выступления в ООН постоянного представителя России Виталия ЧУРКИНА. [b]НА ЗАМЕТКУ! ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ [/b]Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности...это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...» [b]БЛИЦОПРОС КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? [/b]Ответы расположены по степени убывания частоты упоминаний РАЗДРАЖАЕТ, НО СМОЛЧУ- Не полезу в интересы бизнесменов, крупных хозяев и чиновников- Не выскажусь, когда этого не требуют, но останусь при своем мнении- Пожертвую деньгами, когда есть возможность заплатить, чтобы избежать конфликта (на словах чаще всего приводят случай с дорожным инспектором)- Не выскажусь, когда это угрожает мне опасностью или ущербом- Смолчу, чтобы не разрушить чужие традиции, смысл которых не совсем мне понятен НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ, КОГДА- Коммунальщики халтурят- Моих детей притесняют учителя- Обманывают продавцы- Другие живут не так, как, по моему мнению, надо- Человек из лени отказывается от заманчивых предложений (например, пойти на новую работу) - Что-то достается не мне, а тому, кто, по моему мнению, не достоин, или ему это меньше нужно, чем мне P.S. То есть пусть за меня сделают, а я научу как Ведущая раздела Ольга НЕКРАСОВА, социолог obnekrasova@rambler.ru