Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Как на смену семейным фотоархивам пришли цифровые носители

Общество
Как на смену семейным фотоархивам пришли цифровые носители
Достаньте альбом прошлого века и задумайтесь, хватит ли у вас фотографий 2000–2010 годов, чтобы заполнить ими еще один такой альбом. Вряд ли... / Фото: «Вечерняя Москва»
Семейные альбомы с фотографиями уходят в небытие, несмотря на то что сейчас мы снимаем не в пример больше. Тысячи семейных фото не будут напечатаны и могут так и не дойти до потомков просто в силу ненадежности современных носителей.

В начале мая знакомое семейство пережило информационный коллапс. Оставленный на хозяйстве сын-подросток, не пожелавший ехать с предками на дачные шашлыки, запорол фамильный компьютер. Все попытки спасти железного друга ни к чему не привели, и тогда — по совету приятеля — было принято кардинальное решение: отформатировать жесткий диск. Логика была проста: у родителей там все равно ничего ценного нет, игрухи и программы переустановить — дело нескольких часов, так что по возвращении с дачи никто перемен и не заметит. Итогом инициативы стала потеря фотоархива за восемь с чем-то лет.

— И ведь как чувствовала, Кать, — убивалась потом мама незадачливого хакера. — Еще месяц назад запланировала на 9-е разбор этих дебрей. Что-то постирать, что-то продублировать… Столько лет все собиралась упорядочить, и вот тебе пожалуйста! А там ведь и 1-й класс его был, и выпускной в началке, и как мы по Европе на великах, и у Санта-Клауса в Лапландии, и родители наши, еще живые…

Ну что тут скажешь? Кроме слов сочувствия и сакраментально-бухгалтерского «Не кладите яйца в одну корзину»?

— Предпочитаю хранить фото в электронном виде, — согласился с очевидным айтишник, руководитель проектов компании InformUnity Ларион Лушников. — Иногда, конечно, хочется полистать бумажный альбом, есть в этом своя прелесть, но за 15 лет совместной жизни, несмотря на это желание, мы с женой так и не напечатали ни одной фотографии. Для нас пока идеальный вариант — это многоуровневое хранение. Например, идентичные копии на двух жестких дисках плюс облако. Для особых параноиков дополнительно к ЖД можно посоветовать облачное хранилище. Есть несколько известных сервисов, которые бесплатно предоставляют внушительный объем для хранения любых файлов. Они используют крупные, а порой и собственные дата-центры, в которых предусмотрено многократное резервирование на случай выхода из строя части системы. Единственными минусами «облака» являются необходимость доступа к интернету и все еще недостаточные меры по сохранению конфиденциальности. Но использовать облака в качестве единственного места хранения я бы все же не стал. Во-первых, иногда требуется посмотреть фотографии там, где нет интернета. Во-вторых, в облаках тоже бывает потеря данных.

Ускользающая красота

Пропадают — не то слово. Причем не только данные, но и сами носители. Еще вчера флоппи-диски казались верхом технического прогресса, а сегодня уже скучают на задворках истории — в одной компании с дагерротипами и «музыкой на ребрах». Еще вчера флешка на 32 мегабайта считалась дорогущим шиком, а сегодня мало в чьем арсенале не найдется терабайтный ЖД. Скорость, с которой обновляются цифровые носители, вызывает острую необходимость постоянно перезаписывать на новинки все самое ценное и дорогое. Потому что кто не успел, тот опоздал: компьютеров, которые бы читали дискеты, уже днем с огнем не сыскать, да и продвинутые когда-то СD-дисководы постепенно становятся архаикой.

Современные технологии поменяли и само наше отношение к фотопроцессу. Цифровая эпоха снабдила нас уникальной возможностью снимать всегда и везде. Но она же, эпоха, делает истории миллионов и миллионов семей все более бесплотными. Ни тебе уютных плюшевых альбомов с шершавыми страницами в прорезях (чтобы вынуть быстро снимок и в сотый раз прочитать на обороте что-то трогательное или смешное, выведенное до слез любимым почерком). Ни пачек открыток с поздравлениями от дальней, но все еще близкой, родни. Ни черных пластиковых (как вариант — «желтоголовых» алюминиевых) пенальчиков с отснятой кем-то когда-то пленкой. Кануло в Лету и любимое таинство детства, известное многим: сидеть с отцом голова к голове в ванной комнате и смотреть не дыша как в неверном красном свете проступает на бумаге прожитая совсем недавно жизнь. И сушить потом эту бумагу на стекле кухонной двери (веревка с прищепками — табу, все свернется в трубочку!), и собирать поутру с пола облетевшие за ночь снимки, и отлеплять (опять не дыша и высунув от усердия язык) те, что летать отказались… Увы, семейные фотоархивы теперь чаще измеряются виртуальными гигабайтами. Причем открытыми зачастую всем и каждому.

Эта открытость, утверждают психологи, — не только дань изменившимся технологиям:

— Наше общество тоже стало чуть другим, — объяснил «ВМ» профессор МРСЭИ, психолог Дмитрий Смыслов. — Мы стали более демонстративными, придя к обществу рыночного типа, а задача членов этого общества продать себя подороже. Если человек демонстрирует в онлайне, где он бывает, какую машину водит, у кого одевается и т.д. — это в некотором смысле повышает его цену и, естественно, работает на его пиар. И еще один момент. Если раньше — в силу размеренности жизни — фамильные фотоальбомы как бы скрепляли родственников в одном, закрытом для чужаков, пространстве, то сейчас в нашу внутреннюю историю оказывается вхож любой серфер из соцсети. Не удивительно, что человек все больше склонен казаться, а не быть.

Все большую виртуальность личных архивов не сильно приветствуют и историки, заботящиеся о коллегах из будущего. Ведь материальность для них — это хлеб, азарт и пища для ума.

— Для нас имеет огромное значение, на бумаге снимок или в электронном виде, — объяснил «ВМ» Евгений Пчелов, доцент историко-архивного института РГГУ. — Потому что если вы работаете с источником, для вас важны все стороны этого источника, в том числе материал, на котором он сделан. Я не так давно занимался актом об отречении Николая II. Он, естественно, публиковался в сети, но исследователю крайне важно держать документ в руках. Я разглядывал его в архиве на просвет под разными углами, чтобы увидеть, были ли там какие-то скрытые правки, смотрел на размер и качество бумаги, чтобы сравнить с той, что использовалась в тот момент в ставке, выяснял, как и на какой машинке печатали текст — многие ведь ставят под сомнение подлинность этого акта…

Как на смену семейным фотоархивам пришли цифровые носители Студентка ИПФЛ Анна Давыдовская с портретом Ленина, сделанным камерой Acme, и директор ИПЛФ Василий Прудников / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

В общем, надо, надо что-то оставить и потомкам, и археологам будущего. Не удивительно, что самым надежным хранителем информации историк по-прежнему считает бумагу:

— Конечно, оцифровка нужна, но она не должна отменять традиционные хранилища (к чему уже периодически призывают то там, то здесь). Вот был прекрасный проект Гугл-книги по оцифровке и выкладке в общий доступ содержимого крупнейших библиотек. И где он сейчас? Авторы и издатели подняли волну протеста, и все схлопнулось. Или вспомните ноу-хау советского времени — микрофильмирование архивных документов. Ну и кому нужны теперь эти полуслепые пленки? А ведь на их создание были потрачены колоссальные усилия! Так же и с личными нашими фотографиями. Нужно обязательно хотя бы самые ценные из них переносить на бумагу. Вот есть, например, инстаграм — настоящая хроника жизни! Но — бесплотная и сиюминутная. Люди чувствовали это. В итоге появился сервис по оформлению всей этой ускользающей красоты во вполне материальные альбомы. Поэтому говорить о гибели книги или «физической» фотографии, думаю, преждевременно.

Ручная работа

А никакой погибели, оказывается, и нет.

Аналоговая фотография сейчас переживает если не второе рождение, то довольно мощный всплеск интереса со стороны профессионалов и любителей. По сути, со времени окончательной и бесповоротной (как тогда казалось) смерти пленки, пришедшейся на начало 2000-х годов, когда изготовители хором и в розницу объявляли о закрытии аналоговых производств, прошло чуть больше 10 лет. Десятилетия хватило, чтобы люди затосковали по теплой, ламповой фотографии и принялись ее возрождать. Спрос рождает предложение: вот уже мировые фотоконцерны заявляют о возрождении производств, обратном перепрофилировании фабрик и разработке новых материалов. Причина — неуемный рост продаж аналоговых девайсов и комплектующих.

Новую волну интереса к пленке (а счет энтузиастов идет уже на миллионы) объясняют по-разному. Кто-то говорит о ветреной моде, кто-то — о магии сюрприза (ведь, в отличие от «цифры», пленочного результата надо еще дождаться). А кому-то не хватает жизни, глубины и волшебной тональности...

— Пиксель — это цифра. Голая, плоская и унифицированная, — рассказывает замечательный московский фотограф Наталья Львова, трепетно хранящая верность «аналогу» все годы. — Пленка — дело ручное и… живое, что ли. Все эти зерна бромистого серебра в желатине, из которых состоит пленочная фотоэмульсия, — они же на поверку совершенно разные: кривенькие, кособокие, несовершенные, застывшие как придется. В итоге после щелчка затвора цифровой кадр всегда получается плоским, а пленочный — более глубоким, объемным, дышащим и более искренним, что ли. Пленочный цвет более мягкий и плавный, цифровой — яркий, с резкими переходами. Нюансов и отличий масса. Но главное — «аналог» очень сильно мобилизует. Ведь количество кадров строго лимитировано. Это заставляет фотографа подходить к съемке крайне ответственно, вдумываться в каждый кадр, видеть и чувствовать ситуацию. В общем, всегда быть здесь и сейчас. Впрочем, в итоге все так или иначе сводится к мастерству и зоркости конкретного человека, какой бы техникой он ни снимал. Как говорили мои пожилые друзья-фоторепортеры, «Беседовать на темы искусства в фотографии неприлично. Картинка или есть, или ее нет».

ИСТОКИ

Первые фотоальбомы возникли раньше, чем сама фотография — в 1598 году. Поначалу в них вклеивали вырезки, гравюры, литографии и памятные вещи, а потом уже и снимки. В 1854 году была запатентована визитная фотокарточка. Такие карточки дарили друг другу, посылали по почте, хранили как сентиментальное воспоминание о человеке. Для их собирания издавались книги со страницами, на которых были слоты или прорези для фиксации изображения. В 1872 году небезызвестный американский писатель Марк Твен запатентовал свой «самостоятельно наполняемый» альбом, неотъемлемой частью которого были полоски клея на страницах для закрепления на них фотографий и памятных мелочей. К 1901 году было уже более 57 разновидностей этих альбомов, что принесло писателю более 50 000 долларов — больше, чем сумма, вырученная им за все его книги вместе взятые.

КСТАТИ

Самыми «живучими» считаются фотоальбомы классического образца — с картонными бескислотными (с нейтральным pH) страницами, каждая из которых проложена листом кальки. Снимки в таком альбоме крепятся при помощи самоклеящихся уголков и крайне редко выцветают.

ФАКТ

Писатель Льюис Кэрролл (автор «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье»), по утверждению его биографа Джона Падни, был признан лучшим фотографом XIX века, снимавшим детей. Выдержка в 15–20 минут, которую допускала фототехника того времени, осложняла процесс такой съемки. Кэрролл занимался фотоделом более 20 лет, став выдающимся фотографом и привнеся в портретную фотографию естественность, непринужденность и бытовые сюжеты.

Как на смену семейным фотоархивам пришли цифровые носители Фото: Льюис Кэрролл

ЦИФРА

2 минуты  нужно сейчас человечеству, чтобы сделать больше фотографий, чем отщелкали земляне за весь XIX век.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.