«Mamma mia!»
ВЕРНЕЕ – ветеранки. По мысли создателей, их фильм должен рождать у зрителей ощущение заразительного счастья. На этой стезе осчастливить все подотчетное человечество, заплатившее за билет 10 долларов, три дамы – продюсер Джуди Краймер, сценаристка Кэтрин Джонсон и режиссер Филлида Ллойд – зашли так далеко, что первую половину фильма смотреть на экран стыдно, а потом ничего, привыкаешь.История создания и существования мюзикла на музыку и стихи Бенни Андерссона и Бьерна Ульвеуса насчитывает 10 лет. Именно 10 лет назад вышеозначенные дамы решили сочинить какой-нибудь трогательный сюжет и прослоить его песнями легендарной шведской группы ABBA. Сюжет получился не столько трогательный, сколько слащавый, и – что обычно происходит в таких случаях, – пришитый к песням белыми нитками.Однако мюзикл «Mamma mia!» имел оглушительный успех. Премьера его состоялась в апреле 1999 года на сцене лондонского театра принца Эдварда, впоследствии поставлен на Бродвее и в Лас-Вегасе, далее – по всему миру, удостоен нескольких номинаций на «Эмми» и даже в Москве, где мюзиклы в принципе не приживаются, шел довольно долго.Правда, нельзя сказать, что при полных залах.Конечно, эта история о том, как юная Софи накануне свадьбы ищет отца, ее мать – утраченную молодость, а три бывших ухажера матери готовы вести Софи к венцу, так вот, эта история просилась на экран. Вопервых, сценический успех хорошо закрепляется киноэкраном. Во-вторых, кто знает в лицо актеров мюзиклов? Кино – другое дело. Тут можно пригласить реальных звезд. Что и было сделано.И, наконец, грех было не использовать такой антураж, как красоты Древней Эллады (действие происходит на выдуманном греческом острове), которые на сцене превращаются в безликий картонный задник.Красот в фильме действительно немерено. Песен тоже. Звезд большое количество: Мерил Стрип, Пирс Броснан, Колин Ферт. Все поют своими голосами. Пляшут очень зажигательно.Смотреть на них без слез решительно невозможно. Почему? Сказать, что «Mamma mia!» – женское кино, значит, не сказать ничего. Это кино воинствующего матриархата. Женщины тут правят бал. Ведут в танце и под венец. И, мечтая обрести простое бабье счастье, тем не менее сами забивают в него гвозди. Совершенно ошалев, героиня Мерил Стрип Донна и две ее подружки прыгают в воду, съезжают по перилам, лазают по крышам, падают в сарай для коз, ежесекундно принимают неприличные позы, кривляются, хихикают, дрыгают ногами, словом, пытаются изобразить двадцатилетних девчушек и в этом своем стремлении похожи на жилистых куриц, демонстрирующих старческий стриптиз.Быть может, будь дамочки в соку (а по сюжету им должно быть лет по сорок), все бы обошлось. Но дамочкам хорошо под шестьдесят и смотреть на их ужимки и прыжки довольно неприятно. Тут кино, что называется, работает против сцены.На сцене не видно ни морщин, ни сухих локтей, ни дряблой шеи, ни фальшивых улыбок. На сцене – сплошной общий план. Но, перенося законы мюзикла в кино, можно споткнуться о план крупный, который выявит то, что ни к чему выставлять напоказ. Даже Мерил Стрип в этом случае не удалось обмануть крупный план. Ей вообще не удалось обмануть ни зрителей, ни себя. Молодящиеся старушки – зрелище жалкое, даже если среди старушек есть великие актрисы.[b] Справка [/b]ABBA — прославленный шведский музыкальный квартет, выступавший в 1970—1982 годах и названный по первым буквам имен исполнителей, – Агнета Фэльтскуг Бьерн Ульвеус, Бенни Андерссон, Анни-Фрид Люнгстад (Фрида) Один из наиболее успешных коллективов за всю историю популярной музыки, самая известная группа, созданная в Скандинавии. Квартет занимал первые места в мировых чартах с середины 1970-х до начала 1980-х. Песни ABBA и сегодня остались в плейлистах радиостанций, их альбомы продолжают продаваться. По некоторым данным, записи группы по всему миру были проданы тиражом более 350 миллионов.