Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой

Все остальные
Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой
Книгу в библиотеке можно получить по штрих-коду единого читательского билета округа, не обращаясь к библиотекарю, с помощью станции самообслуживания / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
30 мая в эфире сетевого вещания «ВМ» эксперты обсудили судьбу и роль библиотек в эпоху информационных технологий.

Руководитель Государственной центральной научной медицинской библиотеки, директор информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ» Борис Логинов на протяжении многих лет занимается созданием информационных систем, которые позволяют сделать содержание библиотечных фондов более доступным и объединить библиотеки.

- Следует обратиться к опыту всемирного библиотечного сообщества, дискуссия о будущем библиотек идет по всему миру, - говорит он. - В ходе исследования, охватившего более 160 стран, был сделан вывод, что миссия библиотек не менялась и с течением времени не изменится. Как и раньше, она является основным источником информации, несмотря на появление огромного конкурента в виде интернета. Качество информации, которые сегодня предоставляет всемирная сеть, несопоставимо с библиотекой. Ведь это организация, где занимаются не просто сбором информации, но и ее систематизацией.

Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой Московский семиклассник Степан Туманов чаще всего берет в Российской государственной библиотеке для молодежи редкие и старые издания, которые непросто найти в книжных магазинах, торгующих в основном новинками / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Единственное, чем, по словам специалиста, традиционная библиотека уступает электронной, - это серьезное ограничение возможности взаимного использования ресурсов. Совместное использование, с его точки зрения, является ключевым моментом в развитии, и информационные технологии могут помочь реализовать эту идею.

Независимо от внедрения тех или иных новшеств сам библиотекарь не теряет роль связующего звена между читателем и книгой.

- Он является носителем книжной культуры, - уверена руководитель Учебного центра Российской государственной библиотеки Екатерина Дударева. - Библиотекарь всегда помогал, он будет способствовать формированию вкуса у читателей самого разного возраста.

Заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры Наталья Лопатина рассказала об особенностях подготовки библиотекарей.

Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой В фондах городских и школьных библиотек много замечательных книг, которые были изданы еще в советское время. Но и сейчас немало интересных детских писателей, произведения которых востребованы у москвичей / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

- К нам приходят учиться как в 17 лет после школьной скамьи, так и те, кто имеет уже большую карьеру в библиотечной сфере. Это магистранты, которые в будущем займут управленческие позиции и будут определять государственную политику в этой области, аспиранты, которые тоже должны будут внести свой определенный вклад в развитие библиотек.

Чтобы ввести человека в профессию, считает она, научить его нажимать на кнопки и пользоваться одной-двумя библиотечными системами, которые на сегодняшний день существуют, - это не самое главное. Потому что к тому моменту, когда студенты окончат обучение, появятся другие информационные технологии, новые инструменты. В первую очередь делается ставка на мировоззрение.

- Мы входим в эпоху нового коммуникативного формата, как когда-то человечество от нечленораздельной речи перешло к языку, к слову - и сформатировалась культура устного творчества, - сравнивает Наталья Викторовна. - Затем появились письменные коммуникации, и для целого ряда социальных институтов это был большой прорыв, в том числе для религии, образования и науки. Это была своя информационная революция. Затем пришло книгопечатание, и это тоже новый виток и новые технологии. После мы научились использовать электрическую энергию для передачи информации. В наши дома пришли телефон, радио, телевидение. Наконец, мы научились перерабатывать информацию при помощи компьютеров, и к нам пришел интернет. Мы не устаем напоминать своим студентам, что появление каждого нового коммуникативного формата не перечеркивает существование старого. Он все равно остается в том или ином виде. Библиотека меняется вместе с этими коммуникативными форматами, она «смотрит вперед», но и позволяет обернуться к истории.

Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой Студенты Тимофей Герасимов (ГИТР) и Энже Хабибуллина (ВГУЮ) в читальном зале / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Завершила она тем, что информационная потребность, которую удовлетворяют библиотеки, является такой же необходимой человеку, как пища. Поэтому этот социальный институт ничем не может быть заменен.
Дискуссию поддержал помощник председателя Издательского совета Российской Православной Церкви Иеромонах Макарий (Комогоров), поделившись опытом работы в регионах.

- Потребность в информации у людей разная, - обратил он внимание. - К тому же, в мегаполисе и в отдаленном поселке она восполняется неодинаково. Горожанин перегружен информацией уже по факту выхода на улицу: он видит рекламные щиты, табло, он даже в метро заглядывает в планшет и книги соседей, всюду подхватывая информацию. Когда мы бываем в регионах, проводя семинары с библиотеками, работающими с фондами православной литературы, то видим, что в некоторых поселках библиотеки вообще становятся единственным местом культурной жизни. Они занимаются краеведением, организуют самые разные мероприятия. Вовлечение жителей в интеллектуальное развитие, в социальное взаимодействие очень позитивно влияет на атмосферу в регионе. Материальные и инфраструктурные условия могут быть достаточно сложные, но в социальном плане атмосфера очень хорошая, здоровая. Конечно, и там мы видим необходимость внедрения информационных технологий.

Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой  В Москве работает 441 библиотека / Фото: mos.ru

Священнослужитель рассказал о созданной под его руководством интерактивной карте православных библиотек.

- В течение прошлого года мы постарались собрать базу учреждений, работающих с православной литературой. Их более 1,5 тысячи. Это и серьезные епархиальные библиотеки, и библиотеки духовных школ, православных гимназий, и совсем небольшие приходские, муниципальные и государственные. Карта представлена в виде портала на сайте Издательского совета. Для нас было важно собрать не только информационную базу, но и создать возможность библиотекарям завести личный кабинет и через него публиковать собственные методические разработки, вносить предложения. Создана площадка для обмена опытом. Этот проект мы реализовали при поддержке Фонда Президентских грантов, - подчеркнул он.

Борис Логинов коснулся вопроса необходимости объединения фондов библиотек. Так, в сводном каталоге, созданном при его участии, содержатся сведения по большинству ключевых российских библиотек. В США пошли еще дальше, американцы ставят цель создать всемирный каталог и уже внесли в свои базы почти 50 тысяч библиотек разных странах. В Европе тоже создан аналогичный каталог.

Эксперт подробнее остановился на проблеме предоставления читателям доступа к книгам через интернет.

- Закон об авторском праве ограничивает библиотеки в этом, - сказал Борис Родионович. - Публичный доступ может быть дан произведениям, которые считаются общественным достоянием. А это, как правило, то, что написано десятки лет назад. Но ведь потребность есть и в современной литературе. Нужен какой-то компромисс между желанием библиотек открыть доступ и обеспечением имущественных прав автора. Почему выносить книгу из библиотеки разрешается, а получить электронный доступ к ней - нет? И мы нашли выход в имитации бумажного экземпляра. То есть только один человек может пользоваться такой электронной книгой, и количество времени ограничено.

Данная технология позволяет иметь доступ через сеть к любому произведению, которое есть в библиотеке. И хотя оно ограничено по количеству пользователей, но не ограничено по расстоянию, откуда человек может получить доступ.

Технологии не должны стать преградой между читателем и книгой Московский семиклассник Степан Туманов чаще всего берет в Российской государственной библиотеке для молодежи редкие и старые издания, которые непросто найти в книжных магазинах, торгующих в основном новинками / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

- В Сретенской духовной семинарии реализовано использование системы электронного абонемента, потому что фонд небольшой, а студентов много, - отметил Иеромонах Макарий. - Студенты получают учебные пособия прямо на планшет. Более того, их библиотека объединилась с церковно-научным центром «Православная энциклопедия», и еще больше литературных источники стали доступны обучающимся по удаленному доступу через единый электронный каталог.

Напоследок Наталья Лопатина сделала важное замечание, подчеркивающее значение культуры чтения у россиян.

- Говоря о книжной культуре, мы немного лукавим, относя к ней только книги, - отметила она. - Принципиальную важность имеет не то, что есть книга или есть библиотека, а то, что люди читают. Наша задача в том, чтобы люди действительно читали. Важно понимать, что они могут делать это не только в библиотеке.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.