Понедельник 19 ноября, 11:11
Пасмурно + 3°
Город

Старейшей балетной школе России - 280 лет

За все эти годы школа сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балет
Фото: Пресс-служба Академии русского балета им. А.Я. Вагановой
За все эти годы школа сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балет
Фото: Пресс-служба Академии русского балета им. А.Я. Вагановой
Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, отмечающая сразу два юбилея – 280-летие своего основания и 200-летие Мариуса Петипа, который многие годы преподавал в этой балетной школе, – представила на сценах Большого театра и Кремлёвского Дворца необыкновенный концерт, в котором приняли участие не только учащиеся и студенты Академии, ее звездные выпускники разных лет, но и представители ведущих балетных школ мира.

Почти три века в учебном заведении, которое прошло путь от Танцевальной школы до Академии русского балета, развивается мастерство сценического танца, основанное на уникальных методиках преподавания. За эти годы школа сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балета.

Здесь в разные годы учились такие корифеи балетного искусства как: Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Ольга Спесивцева, Марина Семёнова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ирина Колпакова, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова.

Своеобразие нынешнего концерта, придуманного и организованного ректором Академии прославленным премьером Большого театра Николаем Цискаридзе, заключается в том, что в концерте приняли участие представители ведущих балетных школ мира.

Открывал программу знаменитый Pas de quatre олимпийских богинь «Розарий» из балета Дриго «Пробуждение Флоры» (хореография Петипа) в исполнении студенток Александры Хитеевой (Флора), Светланы Савельевой (Диана), Марии Хоревой (Аврора) и Марии Булановой (Геба), которые продемонстрировали легкость, воздушность, музыкальность, возвышенную поэтичность с четким соблюдением канонов классического танца, присущим Вагановской школе.

Продолжил концерт безусловный шедевр Петипа – Pas d’action из балета «Наяда и Рыбак» на музыку Пуни в редакции Николая Цискаридзе, который со сцены Кремлёвского Дворца сказал: «Когда мы говорим о хореографии Петипа, мы говорим о мифе. Ни один человек не имеет права утверждать: “Мы танцуем Петипа”. Мы танцуем всё а-ля Петипа! Но я очень хотел, чтобы всё это было в духе того времени».

 Настоящий праздник классического танца – волнующий и незабываемый Фото: Пресс-служба Академии русского балета им. А.Я. Вагановой

В «Наяде» так оно и видится. На сцене не музейный экспонат, а шедевр прошлого, созвучный нынешнему времени. Цискаридзе бережно, со знанием дела отнесся к работе мэтра, деликатно и стилистически точно восполняя утраченное или дополняя текст в связи с переосмыслением сценария. Солировали Марко Юусела (Рыбак Маттео) и Анастасия Нуйкина (Джаннина). Технические трудности хореографии Петипа сменялись по нарастающей, но юные артисты легко с ними справлялись, не забывая об образной стороне ролей.

Заключала первое отделение изящно поставленная балетная сюита «Танцы часов» из оперы Понкьелли «Джоконда» (хореография Мариус Петипа, редакция Николая Цискаридзе) в исполнении Марии Хоревой (Ночь), Михаила Баркиджиджи (День) и воспитанниц средних и старших классов Академии. Под таинственно, едва слышно звучащие колокольчики, под размеренное тиканье и задумчивые вздохи деревянных инструментов разворачивались танцы ночных часов: медленные эпизоды с певучими темами сменялись вихревыми, стремительными, напоминающими вакханалию. Юные артисты демонстрировали хорошую выучку, знаменитую вагановскую кантилену и чувство ансамбля.

Второе отделение было полностью посвящено подношениям юбиляру ведущих хореографических школ мира.

Итальянцы (Академии балета «Ла Скала») Самуэле Гамба, Летиция Мазини, Даниэле Бонелли блестяще исполнили изящную, не лишенную лукавого юмора композицию Ролана Пети «Gymnopedie», поставленную на музыку Эрика Сати.

Затем следовали два виртуозных дуэта в хореографии Петипа. Москвичи Елизавета Кокорева и Денис Захаров, вдохновенно исполнили дуэт Медоры и Конрада из балета «Корсар», а корейцы (Академия танца Университета искусств Кореи) Сонми Пак и Джунён Янг под одобрительные аплодисменты зала – Pas de deux «Венецианский карнавал» из балета «Сатанилла».

 Почти три века в учебном заведении, которое прошло путь от Танцевальной школы до Академии русского балета, развивается мастерство сценического танца, основанное на уникальных методиках преподавания Фото: Пресс-служба Академии русского балета им. А.Я. Вагановой

Студенты Штутгартской школы Джона Кранко – Риккардо Ферлито, Чандлер Хаммонд, Паоло Терранова, Кевин Витценбергер – интересно представили «мускульную гимнастику» Марко Геке под блюз Нины Симон «A Spell on You / Заклинаю тебя», в которой музыка и пластика почти не пересекаются, что похоже на протест страждущей, но страдающей души.

Студенты Датской Королевской школы балета станцевали восстановленный Pas de quatre из «Абдаллы» Паулли в хореографии  Августа Бурнонвиля, который увлекался одно время темами Востока. Проверить, насколько нынешний Pas de quatre соответствует оригиналу, нет ни возможности, ни надобности. Главное, что старинный шедевр создателя «уникального датского балетного стиля» радует современного зрителя своей изысканной утонченностью под флёром старины.

Студенты Школы Национального театра Токио вдохновенно исполнили романтический балет Асами Маки на музыку «Симфониетты» Шарля Гуно, продемонстрировав особый стиль чувственной созерцательности Востока.

Третье отделение юбилейного концерта вагановцев было посвящено отмеченному имперским шиком Grand pas из балета Мариуса Петипа «Пахита» в редакции Юрия Бурлаки и Николая Цискаридзе. Солировали в нем на сцене Большого театра царственная Светлана Захарова (Пахита) и ее элегантный партнер Денис Родькин (Люсьен д’Эрвильи), а на сцене Кремлёвского Дворца – Элеонора Севенард и Денис Родькин – ученик Николая Цискаридзе. В обоих случаях танец исполнителей был  музыкален и возвышен. Солистки не танцевали, а жили танцем, восхищая зрителей изысканностью стиля Вагановской балетной школы.

Это праздник, показавший, что связь поколений, владеющих неповторимым стилем Вагановской школы, не прерывалась все эти 280 лет Фото: Пресс-служба Академии русского балета им. А.Я. Вагановой

Финальным аккордом Grand pas стал уникальный по красоте и художественной выразительности дивертисмент звезд мирового балета (Светланы Захаровой, Евгении Образцовой, Юлии Степановой, Ольги Смирновой, Элеоноры Севенард, Алёны Ковалёвой, Ксении Жиганшиной) – выпускниц Академии Вагановой разных лет на сцене Большого театра и идущих им на смену юных вагановок (Мария Петухова, Анастасия Нуйкина, Мария Хорева, Мария Буланова, Александра Хитеева), которые на сцене Кремлёвского Дворца с упоением демонстрировали свое мастерство, одухотворяя вариации неповторимым талантом и заразительной энергией молодости.

Настоящий праздник классического танца – волнующий и незабываемый. Праздник, показавший, что связь поколений, владеющих неповторимым стилем Вагановской школы, не прерывалась все эти 280 лет. Сохраняется она и сегодня. В первую очередь, благодаря Балетной Школе и ее педагогам.

За все эти годы школа сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балет
Фото: Пресс-служба Академии русского балета им. А.Я. Вагановой
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER