Сергей Собянин открыл Московский урбанистический форум
Во вторник, 17 июля, начал свою работу Московский урбанистический форум. Площадкой для его проведения выбран открывшийся в этот день концертный зал «Зарядье». В зале «Щусев» мэр столицы Сергей Собянин выступил в ходе пленарной сессии. Ее темой стало развитие современных мегаполисов. «Новое пространство для жизни» — так характеризуют эксперты большие города, центры экономической активности. В их числе — и Москва.
Каждый из успешных мировых мегаполисов прошел свой путь беспрецедентной трансформации. Преобразованиям подверглись большинство сфер и отраслей городской жизни. Технологические, экономические, социальные изменения потребовали принципиально новых подходов и проектов в жилищной, транспортной, культурной сферах, новых подходов в управлении. Все это привело к созданию новых отраслей экономики.
— Семь лет собираемся в Москве, чтобы ответить на вызовы современности, которые стоят перед мировыми городами, — отметил Сергей Собянин. — В течение этих лет мы слышали много идей, теорий, рассказов о тех или иных практиках. Я благодарен всем вам, кто искренне думает о будущем наших городов, о будущем Москвы. Для нас очень полезно, что вы делитесь своими идеями и опытом.
Обращаясь к делегатам форума, мэр отметил, что идеи ложатся в основу повседневной работы. Он вспомнил, как семь лет назад команда столичного правительства думала, как развивать самый большой мегаполис Европы.
— Российские города отличаются от европейских собратьев. Мы развивались в иной парадигме, — продолжил Сергей Собянин. — Модернизацию различных отраслей нам пришлось проходить, в отличие от городов Европы, скачками, в более сжатые сроки.
Мэр вспомнил, как в 1980-е работал на крупном заводе в Челябинске, потом на севере бурили скважины, добывали нефть. По его словам, тогда, 30 лет назад, промышленность и развитие городов шли вразрез друг с другом.
— Было даже постановление, когда запрещалось строить спортивные центры и магазины в Западной Сибири. Все усилия были направлены на промышленность, все остальное было вторично, — продолжил глава города. — В Москве тоже спрашивали: как развиваются заводы, сколько товаров народного потребления произведено. Уже тогдашние руководители понимали, что это путь в никуда.
На смену пришли лихие 90-е, когда хаотичная застройка, беспорядочные парковки, нецивилизованная торговля сменили промышленные ориентиры. Прошло еще 15—20 лет, прежде чем руководители поняли, что город должен развернуться к человеку лицом.
— Приведу пример. Никольскую улицу теперь знает весь мир, — напомнил о недавних событиях чемпионата мира по футболу Сергей Собянин. — Но она была другой. Заставлены машинами были и Никольская, и Биржевая площадь. Они изменились, и теперь о них знают миллиарды людей на планете.
Только последовательные решения: борьба с избыточной рекламой, с паутиной проводов, с недобросовестными торговцами, качественное озеленение — смогли дать Москве новые комфортные пространства. Напомнил мэр и о том, что могло бы быть на территории нынешнего парка «Зарядье». Еще несколько лет назад был проект по созданию 400 тысяч квадратных метров недвижимости в центре столицы. Но президент страны Владимир Путин поддержал решение о создании на месте гостиницы «Россия» парка «Зарядье».
И это не единственные примеры. 327 улиц и площадей, 550 парков, порядка 23 тысяч дворов — таковы итоги работы за прошедшие семь лет.
— Это самый окупаемый инвестиционный проект: после благоустройства наши затраты окупаются за пару лет, — сказал глава столицы. — А еще мы реконструировали «Лужники». Проект стоил 25 миллиардов рублей. Но даже эти затраты окупились за месяц.
Среди мегапроектов Сергей Собянин выделил преобразование столичных школ, изменение подходов в системе образования. Как итог — практически все школы Москвы стали одними из лучших в мире. Единое цифровое образовательное пространство, электронные учебники, интерактивные доски, обмен лучшими практиками, самообразование педагогов и учеников, 200 тысяч доступных сценариев уроков — вот те постулаты, на которых держится московское образование.
Еще один мегапроект — развитие транспортной инфраструктуры. Кольцо прошлого, с депрессивными промышленными зонами вокруг, превратилось в современную инфраструктуру. Благодаря совместным усилиям городских властей и «Российских железных дорог» в столице заработало Московское центральное кольцо.
— Это проект для человека, — охарактеризовал проект МЦК Сергей Собянин.
Усилия города направлены и на создание новых станций метро. По словам мэра, около восьми миллионов человек живут за МКАД, 2,5 миллиона из них ежедневно едут в центр. Их желание — добраться быстрее. Принято решение запустить формирование центральных диаметров — новой системы наземного метро Москвы и Подмосковья. Идея заключается в том, чтобы пригородные электрички интегрировать в городскую систему транспорта. В результате столица и область получат 446 километров и 211 станций наземного метро.
Для качественного развития инфраструктуры Москва продолжит строить дороги. Всего с 2011 до 2023 год планируется построить 1300 километров новых дорог и 1000 километров наземного и подземного метро.
— Транспорт Москвы должен давать синергию, давать возможность людям как можно быстрее доезжать до мест учебы, работы, театра, друзей, — сказал Сергей Собянин.
Делать комфортнее жизнь в столице помогают и существующие электронные сервисы.
— 90 процентов проблем, с которыми сталкиваются москвичи, можно решить через городские порталы, — сказал Сергей Собянин. — Можно наказать нарушителя правил парковки, подать жалобу на портале «Наш город», высказать свое мнение в ходе голосований в проекте «Активный гражданин». Мы живем в мире, где можно использовать новые возможности.
Развитие инфраструктуры, внедрение новых сервисов, благоустройство общественных пространств — все эти меры позволили увеличить объем капиталовложений. Рост инвестиций в экономику Москвы с 2010 года в реальном выражении увеличился на 76 процентов — с 733 миллиардов до почти двух триллионов рублей.
— У Москвы нет долгов, но есть уверенность, что мы можем реализовать намеченные планы, — отметил мэр. — А самый главный принцип — Москва любит своих горожан.