Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Алексей Емельянов: Каждый год в Москве становится на 60-70 памятников истории и культуры больше

Сюжет: 

Московский Урбанистический Форум 2018
Город
Алексей Емельянов: Каждый год в Москве становится на 60-70 памятников истории и культуры больше
По словам руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова, важно, чтобы объект, который реставрируют, был интересен собственнику и пользователю / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
ЭКСКЛЮЗИВ "Вечерней Москвы". Кто решает, какие здания станут памятниками столицы, кто несет за них ответственность, и как жители помогают сохранить старинные объекты города, "ВМ" рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. 

- Алексей Александрович, мы с вами живем в удивительное время: многие здания, которые были построены в прошлом веке, сегодня становятся памятниками истории, архитектуры. Чуть ли не каждую неделю от вас приходят новости об очередном выявленном объекте культурного наследия.

- Действительно, XX век очень интересен для Москвы. Несмотря на непростое время, три тяжелейших войны – Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную, - этот период подарил нам разнообразие исключительных архитектурных стилей и, соответственно, много значимых объектов. Сначала московский модерн и неоклассицизм, где-то с 1900 по 1915 годы. Потом небольшой промежуток времени – и в 1920-е годы появляется конструктивизм: жилые дома, административные здания, клубы, целые жилые поселки. Еще чуть позже появляется так называемый сталинский ампир. У нас есть кварталы, построенные в этом стиле. Тот же Кутузовский проспект. Затем модернизм. Уже сегодня в объектах культурного наследия и монреальский павильон ВДНХ, и Дворец пионеров на Воробьевых горах, и настоящий шедевр модернизма – здание Московского института электронной техники в Зеленограде. Словом, нет ничего удивительного в том, что здания именно XX века у нас сегодня часто становятся объектами культурного наследия.

- Но кто решает судьбу объекта: почему одно здание, построенное в начале XX века, является памятником, а другое нет?

- Такие решения принимаем мы, департамент, но обязательно по итогам совещания с нашими экспертами на заседании научно-методического совета. И, могу заверить, каждое уникальное для нашего города здание, если у него сохранилось достаточное количество подлинных элементов, обязательно станет объектом культурного наследия. В среднем в год мы включаем в перечень памятников столицы 60-70 новых объектов. Думаю, 2018 год не будет исключением. Планируем примерно такое же количество зданий взять под охрану.

- А есть ли спорные объекты, за спасение которых вы сейчас боретесь?

- У меня язык не поворачивается назвать какой-то объект спорным. Как по мне, каждое здание интересно. Вот, например, недавно поступила заявка по одному из флигелей усадьбы Варвары Петровны Тургеневой, на Остоженке. Главный дом усадьбы сейчас как раз реставрируется, а вот по небольшой постройке только поступило предложение. Заявитель считает, что этот тот самый дом, в котором жил прототип Герасима – героя повести Ивана Сергеевича Тургенева. Заявку обязательно рассмотрим, и, если окажется, что флигель – уникальный подлинный объект, с удовольствием возьмем его в работу.

- В городе реализуется масштабная программа реставрации памятников. Какие объекты будут завершены в этом году?

- Пока сложно подводить итоги – реставрационный сезон в самом разгаре, - но, думаю, по итогам года в городе будет отреставрировано не меньше 200 памятников. Из знаковых объектов, наверное, стоит отметить особняк Кекушевой на Остоженке, 21. Это знаменитый московский дом, один из адресов булгаковской Маргариты и единственное в столице здание со львом на крыше. Еще один пример московского модерна – особняк Миндовского на Поварской улице, дом 44. Закончим несколько городских усадеб и прачечные Наркомфина. Если комплексная реставрация самого здания Наркомфина должна завершиться летом следующего года, то небольшие конструктивистские объекты из ансамбля будут готовы уже в этом году.

- К сожалению, не все памятники восстанавливаются так быстро, как нам хотелось бы. Тот же Дом с атлантами. Уже можно сказать, что это история, у которой будет счастливый финал?

- Надо сказать, этот год удачный для нас, потому что настоящего хозяина, который уже разрабатывает проект реставрации, обрел и Дом с атлантами на Солянке, 7, и здание под номером 6 в Потаповском переулке. Этот тоже известный дом, с палатами Гурьевых, квартирой Абрикосова и уникальными интерьерами, – наша давняя-давняя головная боль. Мы его также  передали в частные руки с условием, что в кратчайшие сроки будет сделана качественная реставрация. Сейчас и по одному, и по другому объекту проводятся исследовательские работы. Думаю, в ближайшее время специалисты приступят к восстановлению зданий, а в городе станет двумя аварийными памятниками меньше.

- Ближайшее время – такая расплывчатая формулировка, есть хотя бы примерные даты?

- Вы же понимаете, что реставрация требует качества и профессионализма, а сроки и лозунги вроде «Даешь реставрацию за полгода!» - не по нашей части. Самое главное, что объекты в хороших руках заботливых собственников, и мы обязательно спросим с них и добьемся, чтобы оба здания были качественно отреставрированы.

- Отреставрировать памятник – сделать большую работу, но, согласитесь, это же полдела. Потом за зданием нужно следить, поддерживать его. Кто за это отвечает?

- Да, вы правы, по большому счету отреставрировать можно все, что угодно. Но важно, чтобы объект был интересен собственнику и пользователю, чтобы он дальше развивался и жил вместе с нашим любимым городом. Не хочу отвечать формально, что по законодательству собственник объекта несет бремя ответственности за него, хотя это действительно так, но мне кажется, что в этом вопросе гораздо важнее, как мы, жители, сами относимся к истории, архитектуре, культуре Москвы. Если нам это действительно интересно, то у любого отреставрированного и приведенного в порядок объекта будет полноценная жизнь, перспективы и, несомненно, будущее.

- И все-таки часто попадаются нерадивые собственники, к которым вам приходится применять санкции?

- С начала года департамент выдал 44 предписания о приостановлении работ. Это меньше, чем в 2016 году, тогда таких предписаний было 67, и уже чуть больше, чем в 2017 году. Но, думаю, это не показатель. Случаи нарушения законодательства были и по всей видимости, к сожалению, будут. Но, повторюсь, я уверен: чем больше людей будут интересоваться памятниками, историей, архитектурой, чем больше москвичей будут понимать, насколько уникально наше наследие, насколько важно его сохранить, тем таких случаев будет меньше. В итоге, нам – департаменту – будет проще работать, а город будет становиться все прекраснее.

- По вашим наблюдениям, Москва становится интересней для своих жителей с точки зрения архитектуры, которую удалось восстановить?

- Вы же понимаете, что чиновник и руководитель Департамента культурного наследия вряд ли сказал бы вам о своей работе: «Нет, все плохо и тем-то я недоволен». Департамент работает, и лично для меня  индикатор того, что мы делаем все правильно, - большое внимание людей к нашему порталу «Узнай Москву» и к Дням культурного наследия, которые в этом году прошли в столице уже в 18-й раз. Все мероприятия нарасхват: электронная запись на экскурсии в отреставрированные дома, на лекции почетных реставраторов, квесты закрывалась буквально за считанные минуты. Разве это не говорит о том, что людей, которые интересуются Москвой, ее историей, становится все больше и больше?

- А какой возраст у участников ваших акций?

- Абсолютно разный. Мы каждый раз стараемся придумать что-то новое. И в этом году специально, чтобы оторвать молодежь от компьютеров, социальных сетей, сделали конкурсы, викторины, в том числе в интернете, квесты, беговые и велоэкскурсии.

- Давайте немного поговорим об инициативе жителей. Есть замечательные примеры, когда москвичи находят и пытаются сами сохранить какие-то детали старины. Вы им помогаете?

- С огромным удовольствием. Вот, например, есть такой проект «Вспомнить все»: энтузиасты занимаются восстановлением исторических вывесок. Среди их работ – «Аптека» на Бронной улице, «Хлебопекъ» на Пречистенке и еще около 15 не менее интересных объектов. А в Таганском районе жители хотят восстановить знак «ОСОАВИАХИМ». Мы стараемся помогать всем, кто хочет, чтобы наша столица становилась красивее. Мне кажется, именно за такими общественными инициативами – будущее современной градозащиты.

- А что с кадрами: молодежь идет в реставрационную отрасль?

- Это одна из проблем, которая была для нас особенно актуальна несколько лет назад. Но мы активно ее решаем, работаем с нашим профильным колледжем, устраиваем студентов на практику в ведущие реставрационные организации, сотрудничаем с вузами. У нас уже налажены связи с архитектурным институтом, университетом имени Плеханова, сейчас ведем переговоры с Высшей школой экономики, с Московским строительным университетом. Нам важно, чтобы специалисты, которые будут работать в разных отраслях городского хозяйства, понимали, что восстанавливать памятники сложно, но интересно и необходимо.

- Уже есть какие-то объекты, на которых работали молодые реставраторы?

- Да, конечно. Например, ребята участвовали в реставрации памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Естественно, под контролем профессионалов. Сейчас стараемся, чтобы молодые специалисты помогали в реставрационных работах на ВДНХ.

- Завершился чемпионат мира по футболу. В городе побывало огромное количество гостей, которые увидели, какая красивая у нас столица. Для тех, кто захочет вернуться, что бы вы посоветовали посмотреть из таких условно не туристических объектов?

- Честно? Я бы посоветовал заглянуть на портал «Узнай Москву», где у нас собрана информация о сотнях, если уже не тысячах объектах культурного наследия. Здесь же можно найти маршруты, которые составлены по территориальному признаку, по стилям архитектуры, и послушать аудиогида. Думаю, что каждый человек найдет для себя что-то особенное. Тем более, что есть удобное мобильное приложение, которое считывает вашу геолокацию и подсказывает, какие интересные памятники находятся рядом с вами. В общем, всем рекомендую почаще приезжать к нам в гости и гулять по Москве.

- И для москвичей, которые также любят все интересное, какие важные находки сделали реставраторы и археологи уже этим летом?

- Один из последних примеров: в павильоне «Геология» на ВДНХ неожиданно обнаружили живопись 1954 года. Чуть ранее московские археологи нашли остатки храма Николы в Столпах, и мы придумали, как его музеефицировать, то есть, гуляя по городу, можно будет узнать для себя что-то интересное о древнем памятнике. Также археологи нашли фундаменты стены Златоустовского монастыря, снесенного в 20-е годы прошлого века, и много других любопытных артефактов. Среди них, например, остро заточенная монета времен правления Елизаветы Петровны. Такой монетой вор подрезал карманы и сумочки. Мы сами удивились этой находке, потому что нечасто археологам попадаются предметы явно криминального характера. И вот буквально на прошлой неделе они наткнулись на остро отточенный пятак. Не могу сказать, что это какая-то ценнейшая находка, но весьма любопытная. И после первичной обработки археологов она пополнит коллекцию столичных музеев.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.