Эту ведьму не задушишь, не убьешь
Л. Улицкая. «Кармен». Режиссер Роман Виктюк.Этот спектакль вряд ли бы реализовался, если бы не нечеловеческая, сокрушительная энергия актрисы и продюсера агентства «БАЛ-АСТ» Ирины Апексимовой. Она же – исполнительница главной роли в пьесе, написанной в стихах (стилизованных под Марину Цветаеву), прозаиком Людмилой Улицкой «Хосе, Кармен и Смерть».После проекта «Декамерон» это вторая премьера Апексимовой-продюсера. Счастливая мысль представить историю Кармен как некое музыкально-драматическое действие, казалось, витала в воздухе. И вот на сцене театра «Новая Опера» появилась эта худая, яростная севильская цыганка, сводящая с ума и бесстрашно идущая навстречу собственной гибели.Сильные стороны спектакля сама Ирина Апексимова-Кармен и молодая труппа актеров. Для Романа Виктюка постановка, пожалуй, не стала ни открытием, ни скандалом. Лукавый голос режиссера через динамик предупреждает, что «всякая женщина – зло, но дважды бывает хорошей – или на ложе любви или на смертном одре». Это эпиграф Мериме. А сам Роман Григорьевич если и горел, увлекаясь, судьбой Кармен, то периодически: в спектакле есть сильные и страстные эпизоды, а есть и моменты, вызывающие удивление. например, заимствование хореографических находок из «Кармен» шведского хореографа Матса Эка: алые косынки, которые связывают Кармен с ее любовниками, появление главной героини с сигарой во рту и эффектное синхронное закуривание мужским кордебалетом сигар с помощью одновременно зажженных шведских спичек. Может быть, правда, гениальный балет «Кармен» произвел стол неизгладимое впечатление на постановщика танцев Владимира Архипова? В этом спектакле есть и неожиданности, например, раздвоение образа Хосе на двух полярно противоположных исполнителей.Хосе-солдат – хорошо сложенный, искренний и новый для Москвы персонаж актер Дмитрий Жойдик, найденный во Владивостоке.Отражение Хосе-солдата – Хоселюбовник, черный, как эбеновая статуэтка, африканский Аполлон, студент Института Патриса Лумумбы, по совместительству известный московский стриптизер Дилан. В нем есть грация и страсть дикого животного, но при этом и какая-то детская кротость.К сожалению, любви как таковой между Кармен и обоими Хосе возникает меньше, чем хотелось бы. То есть эротические волны пронизывают поле спектакля в самых неожиданных направлениях, но долгожданная буря медлит.Скорее всего, это спектакль о нереализованной страсти, о томлении и подспудно бьющемся в теле желании. Тем более что темы Кармен-любовницы и Кармен-ведьмы лишь обозначены, но не развиты.Кармен Ирины Апексимовой – женщина, которую не задушишь, не убьешь. Она поразительно красива, двигается, как разьяренная пантера, скользит, стелется, взлетает на металлический каркас стены со средневековой анатомической картинкой, изображающей строение человека.Отдельно вынесено слово «cor» – сердце. Сердце Кармен – это хабанера, Севилья и коррида.Балетная подготовка и безжалостность к себе помогли актрисе сыграть Кармен на пределе – физическом и эмоциональном. Ее Кармен безумно хочет, но не может любить, потому что на всем свете нет мужчины, способного откликнуться на ее безумную, жестокую и разрушительную страсть. Она одинока. Но все равно победительница.