Проверку ЕГЭ хотят переложить на компьютер
Сюжет:
Вопрос дняИрина Абанкина, эксперт в сфере образования:
— Я считаю, что это вполне реалистичный проект, ведь технологии искусственного интеллекта уже сегодня показывают бурный рост. Есть определенные успехи в оценке компьютером логичности выводов и их обоснованности. В систему можно включить и автоматическую проверку на антиплагиат. Но процедуру апелляции убирать нельзя, и ее, как и переэкзаменовку, должны проводить только люди. Им необходимо будет дать право менять результаты машинной проверки, а также обязать раз в год проводить ревизию, проверяя по случайной выборке, не допускал ли искусственный интеллект ошибок или неточностей при оценке.
Александр Караваев, программист:
— Не исключаю, что многие из тех, кто прочитает эту новость, подумают, что это очередная попытка освоить в долгосрочной перспективе немалые деньги. Но это далеко не так. Уже сейчас мы можем наблюдать, как сильно продвинулись исследования в области искусственного интеллекта. Роботы уже способны одерживать верх над человеком в настольных и компьютерных играх — даже тех, где требуется не только просчитать возможные комбинации ходов, но и демонстрировать тактическое мышление с командной работой. Уже есть так называемые боты для общения в социальных сетях, которые способны очень долгое время поддерживать осмысленный разговор, не выдав в себе машину. К чему мы подойдем через 12 лет, я не знаю, но уверен, что к 2030 году проверка ЕГЭ для искусственного интеллекта будет задачей тривиальной.
Игорь Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета:
— Я ко всем подобным инициативам отношусь с некоторой опаской. Даже во времена моей молодости я встречал людей, для которых обычная машина становилась центром жизни, что уж говорить про день сегодняшний со смартфонами, соцсетями и прочим. Что же касается искусственного интеллекта, то я не думаю, что ему можно будет доверить проверку экзаменов. Как минимум потому, что машина никогда не будет мыслить, как мы. Оценить наш труд она не будет способна никогда.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика":
— В целом направление я считаю верным. Однако важно, чтобы новые инструменты не использовались для решения архаичных задач. Искусственный интеллект должен будет собирать массив данных о каждом ребенке и строить индивидуальную «карту успеха», на которую и будет опираться при оценке. Соответственно, и задания будут составляться не заранее, а прямо в момент сдачи, что к 2030 году не будет проблемой.