Буря в метро
Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. Так записано в правилах пользования метрополитеном. И это подтверждают исследования санкт-петербургских специалистов Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья, филиала Института земного магнетизма РАН и Центра Госсанэпиднадзора метрополитена. Они провели измерения на станциях и в поездах метро и пришли к выводу, что сотрудники и пассажиры подвергаются действию сильных электромагнитных полей ультранизких частот.Источниками магнитных полей в метрополитене становятся двигатели, пускотормозные сопротивления, кабели токоприемника, токонесущий провод. Индукцию магнитного поля измеряли в электропоездах двух типов, в вестибюлях и на эскалаторах семи станций метро. На платформах измерительный прибор находился на расстоянии 40—100 см от края, то есть там, где в основном располагаются пассажиры в ожидании поезда и дежурные по станции.Измерения проводили во время движения поездов на линиях с различной глубиной залегания, в период максимальных пассажиропотоков при наибольшей токовой нагрузке. Оказалось, магнитные поля в метро довольно сильные и носят импульсный характер.Самые большие значения магнитной индукции зарегистрированы в кабине машиниста, пассажирском салоне и у края платформы. Магнитная индукция изменяется в диапазоне ультранизких частот. По данным ученых, человеческий организм чувствителен к действию таких полей, поскольку ультранизкие частоты находятся в области частот нормальной волновой активности мозга. Научно обоснованные предельно допустимые уровни магнитного поля ни в России, ни за рубежом не разработаны. Можно только сказать, что изменения магнитного поля в метро в десятки раз больше тех, которые происходят во время больших геомагнитных бурь.