Среда 19 декабря, 13:12
Небольшой Снегопад -7°
Город

Театр «Новая Опера» начал подготовку к премьере

Столичная «Новая Опера» первой из музыкальных театров начала новый сезон. И также первой, когда еще лето не успеет закончиться, представляет дебютную премьеру сезона: 29 августа в саду «Эрмитаж» будет представлена опера Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Фото: Александр Казаков
Столичная «Новая Опера» первой из музыкальных театров начала новый сезон. И также первой, когда еще лето не успеет закончиться, представляет дебютную премьеру сезона: 29 августа в саду «Эрмитаж» будет представлена опера Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Эту премьеру в полусценической постановке дирижера Андрея Лебедева и режиссера Алексея Вэйро приурочили к трагической дате отечественной истории — к 100-летию со дня казни последнего русского самодержца. «Жизнь за царя» — первое произведение Глинки в оперном жанре. До Глинки в 1815 году подвиг костромского крестьянина, вотчинного старосты Ивана Сусанина, не выдавшего под пытками местонахождение молодого царя Михаила Романова, в оперном жанре воплотил обрусевший итальянец Катерино Камилло Кавос. Но этот факт ныне локально значим лишь для истории музыки. Именно творение Глинки, увидевшее свет рампы 21 год спустя, открыло эпоху русской классической оперы.

Естественно, в советские времена эта опера подверглась жесточайшей цензуре. Так, например, для спектакля в Большом театре 1939 года Сталин лично вносил изменения в текст либретто, уже и так переписанное поэтом Сергеем Городецким взамен того, что для композитора создавал барон Розен. В постановке было изменено все, что можно и нельзя. Сюжетный акцент был сделан на подвиге во имя Родины, а дальше и вовсе до смешного: поиски поляками царя превратились в поиски Минина. И название, конечно, изменили на «Иван Сусанин». Впрочем, эта была самая безобидная новация, так как это один из авторских вариантов названия оперы. Однако в результате в репертуаре наших театров на долгие годы оказалось фактически совсем другое произведение с той же музыкой Глинки.

В реальности настоящая, глинковская «Жизнь за царя» — это вовсе не череда сусальных картинок, а нечто мощное сродни хоровой литургической драме. И Сусанину не обязательно должно быть пузатым стариком. Ему 33 года, и его подвиг сродни жертве Христа: не случайно же Глинка на полях партитуры сокращал его имя как «И. Сус».

На волне перестройки наши театры пытались вернуться к ключевой русской опере, но творческого успеха не достигали, и спектакли быстро исчезали из афиш.

Эта опера с очень трудной судьбой. Еще и потому, что требует от солистов незаурядного, виртуозного вокального мастерства.

Но «Новая Опера» отважно обещает даже исполнение арии Собинина из IV действия «Братцы, в метель...», которую обычно купируют, чтобы упростить жизнь тенору. Любимец московской публики Алексей Татаринцев предстанет Богданом Собининым, Антонидой — Ирина Боженко, Ваней — Юлия Меннибаева, а главную партию Сусанина исполнит лауреат «Золотой маски» этого года бас Евгений Ставинский.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER