Халдей и попрошайка. Как ветеран-десантник официантом поработал
Былое
Федоров. Воспоминания. Сентябрь 1980 года. Венгрия. Южная группа войск. Закончились учебные прыжки нашей десантно-штурмовой бригады. Сижу с моим напарником Серегой Дубровиным из Куйбышева у костра на краю площадки приземления. Наблюдаю, как наши ребята собирают парашюты после очередного прыжка. Мы свое уже отпрыгали. Через месяц по домам.
— Ты куда первым делом пойдешь, когда дембельнешься? — спрашивает Серега.
— В самый крутой московский кабак. Тот, что он называется «Будапешт». Дядька писал, там теперь варьете. Как на Западе. Ресторан-то интуристовский. Девчонки длинноногие. Чулочки в сеточку. В коротеньких юбочках прыгают. Шампанское в серебряном ведерке со льдом. Икорка черная в вазочке с кусочком сливочного масла. Осетринка холодного копчения. Язык говяжий с хренком. Это только на закуску. Коньяк армянский пять звездочек. Цыпленок табака с чесночным соусом. Зелень, сыр, и так далее, и тому подобное.
— И это все в одном месте? — глотая слюну, завидует мой лучший армейский друг. — А можно, я с тобой?
— Конечно можно! Приезжай...
На том и порешили.
В ноябре, сбросив армейский стресс, Серега приехал в Москву.
У ресторана «Будапешт», что в пяти минутах ходьбы от Кремля, народу — не протолкнуться. Пускают только по брони, каким-то паролям или за бешеные бабки. Для Сереги это оставалось тайной, но у меня была предварительная договоренность. По ней проходим через служебный вход.
Наш столик в ложе. Вся сцена как на ладони. Места, как сейчас бы сказали, для VIP-персон. Официант Володя, улыбаясь голливудской улыбкой, здоровается с нами. Усаживает моего очумевшего от роскоши и полного изобилия друга за свой столик. Открывает пачку «Мальборо». Дает ему прикурить лихо щелкнув газовым «Ротмансом». Серега молчит, напрочь лишившись дара речи.
Все сбылось, как и было обещано два месяца назад, когда мы, уставшие и голодные, обжаривали на автоматном шомполе последнюю горбушку хлеба, запивая ее обычной водой из армейской фляги.
— А, что, официант Володя дружбан твой? — спросил Серега.
— Нет, дядя родной. У нас с ним разница в годах всего 12 лет. Можно сказать, мой старший брат. Мы же на Малой Грузинской выросли в одной коммуналке. Он после службы на флоте закончил курсы официантов. Теперь старший своей смены.
— А ты не хочешь к нему пойти в ученики?
— Просился. Послал куда подальше. В институт, говорит, поступай на журналиста или писателя. А в их системе меня, да и тебя с нашими характерами либо через пару месяцев по «собственному желанию» уволят, либо вообще посадят.
— Это точно! — заметил Серега, и мы выпили. За купол, что над головой. За то, что с неба — сразу в бой. За тех, кто не тонет. За тех, кто не горит. За запах девичьих волос...
Наши дни
Прошло 38 лет. И все же юношеская мечта Федорова сбылась. Он стал официантом. Правда, всего на одну смену. В торговом центре «Атриум», что у Курского вокзала. В ресторане с забавным названием «Мама Карло» (У папы Карло ведь была мама!).
Нас встретили управляющая Катерина Арапова и шеф-повар Сергей Волконенков. Для начала познакомились и сели за общий стол. Катерина, глядя на Федорова, сразу сказала, что его бы на работу не взяла. А вот Шахиджаняна можно было бы попробовать. Лицо поинтеллигентнее. А вообще ныне эта работа для молодых. Мы же оба — пенсионеры по ресторанным меркам.
— Староват для официанта, — заметила управляющая, критично окидывая взглядом Федорова, — у нас средний возраст официантов 25–30 лет. А вам — за сорок!
Последнее было скорее комплиментом. Катя легко могла бы и отправить нас в когорту «за пятьдесят».
— Ну да ладно, не на все же время, а только на одну смену его берем.
Шахиджанян в зале предпочел не работать, а заняться ресторанной кухней. Посмотреть, что называется «изнутри». И отправился беседовать с шеф-поваром заведения.
Федоров. Переодеваюсь в «халдейскую» униформу. Так в середине 80-х прошлого века в Москве называли всех официантов: серая рубашка и фартук с логотипом ресторана.
— Основные наши посетители — гости столицы, — вводит меня в курс предстоящей работы профессиональный официант Роман Васильев, — поэтому мы вроде визитной карточки Москвы.
Спокойный и доброжелательный Роман вселяет уверенность. Но сначала все же хожу вместе с ним, вникая в нюансы работы современного официанта. Все просто и понятно.
Приветливо встретил. Усадил за столик. Подал меню. Принял заказ. Подал на столик. Дальше наблюдай за своими гостями: возможно, им еще что-то понадобится.
И вот мой — первый клиент. Девушка лет двадцати пяти.
— Добро пожаловать! Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее. Вот меню, — предлагаю своему первому посетителю, провожая гостью за свой столик № 106.
— Пожалуйста, только чай.
— Зеленый, черный, фруктовый, с корицей?
— Обычный черный.
— Извольте.
Подхожу к «базе» — «столику официанта». На нем установлен специальный монитор для официантов. Ввожу пароль Романа «7774». Далее заказ — «Чай черный». Высвечивается цена заказа, и пробивается чек, который нужно подать клиенту на оплату в специальной кожаной папочке. В разных заведениях она называется по разному: кеш-холдер, счетчица и даже «попрошайка». Последнее — самое понятное для меня: в папочке-попрошайке благодарный за качественное обслуживание клиент может оставить чаевые.
Иду к барной стойке. Ставлю на поднос: блюдце, чашку, ложечку, небольшой чайничек — все белого фарфора. Вазочку с обычным и коричневым тростниковым сахаром, а на блюдце еще небольшую песочную печеньку — комплимент от заведения, который не входит в общий счет. Вроде ничего не забыл.
На выполнение заказа уходит три-четыре минуты. Ура! Уложился. Но все равно волнительно. Девушка улыбается. Если бы она знала, какая это сейчас для меня награда. Никаких чаевых не надо!
И снова мне везет на молодых девчонок. На сей раз трое. Заходят, о чем-то оживленно беседуя. Настроение у них хорошее. Значит, и заказ хороший сделают. Моя главная задача — не испортить им этого настроения.
— Нам что-нибудь вкусненького и не очень дорогого, — улыбаясь, говорит одна из юных дам.
— Могу порекомендовать свиную отбивную на гриле, С пылу, с жару, с солянкой из капусты и двумя видами соуса. Классическим итальянским томатным и яблочным, в виде пюре. Оформлено блюдо лично шеф-поваром.
— О, это, наверное, дорого? — немного смущенно спрашивает одна из девушек.
— Отнюдь, мадам, — ответствую, попутно заметив обручальное кольцо на ее правой руке, — вот меню и карта вин. Извольте взглянуть.
— Ой, девчонки и вправду! Совсем недорого. Нам три порции. Нет, две. Одну куриную котлету с пюре. Три салата овощных и три пива, ну, и хлебушка.
— Свиную отбивную придется подождать минут 20, пока будет готовиться. К пиву что-нибудь желаете?
— Одну порцию креветок.
— Отличный выбор, — уверенно даю экспертную оценку.
Вроде пошло дело.
Оформил общий заказ. Принес три пива и креветки.
В это время девушка за столиком № 106 закончила чаепитие.
Секунда, и я возле нее.
— Еще что-нибудь желаете?
— Нет, счет, пожалуйста.
Заметил, что, когда она пила чай все время говорила по телефону. И настроение у нее явно после этого испортилось. Видно, разговор был для нее не очень приятный.
Провожая ее до выхода, по-отечески сказал: «Не расстраивайтесь. Все образуется».
— Вы так думаете? — вдруг как-то по-дружески спросила она, и тень улыбки пробежала по ее лицу.
— Уверен. Поверьте моему жизненному опыту. Нет в жизни не решаемых проблем. Заходите. Будем вам рады.
— До свидания. Обязательно приду.
Тем временем мой товарищ «по перу» Шахиджанян, сегодня исполняющий роль второго плана, закончил беседовать с шеф-поваром и подает мне недвусмысленные знаки. Мол, пора домой, в редакцию.
— Я справился? — спрашиваю Рому, сдавая униформу.
В ответ мой ресторанный сенсей поднимает вверх большой палец. Все получилось. Хорошо!
Шахиджанян. Что утаили от Федорова, мне в подробностях рассказал шеф-повар Сергей Волконенков. Его резюме было кратким: не справился!
— Нужно обязательно спросить, понравилась ли еда, и нужно быстро все приносить и стараться быть как бы незаметным, — пояснил шеф. — А он слишком уж расположен — клиента это ныне всегда настораживает. Да и двигаться надо быстро и бесшумно. А Андрей — штопор. Будто пистолет из кобуры достает после выброски в тыл врага. Резковат!
Узнав, что Андрей — настоящий десантник, еще «маргеловский», шеф вздыхает: увы, ни по каким признакам работа не для Федорова.
— Но мы же вежливые: видите, мои ребята на его ошибки не указывают, а ведут себя, как с клиентом — максимально предусмотрительно и доброжелательно.
Думы
Видимо, прав был дядя Федорова, когда посоветовал после армии податься в журналисты или писатели... Какой из десантника официант?
__________________________________________________________
НА ЗАМЕТКУ
Пять главных правил официанта:
- Меню нужно выучить наизусть и знать полностью, с мельчайшими подробностями
- Опрятный внешний вид
- Никогда не говорить "Здравствуйте", а только добрый день
- Всегда внимательно следить за гостем и всячески давать ему понять, что его видят и сейчас подойдут
- Никогда не спорить, даже если гость и не прав
- Всегда улыбаться