О дальновидности худруков
Предыдущее назначение на должность главрежа осуществил худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в прошлом театральном сезоне. Этот пост занял молодой, талантливый режиссер, педагог Егор Перегудов. Алексей Бородин объяснил это новшество со свойственной ему искренностью.
— Два года назад я попал в реанимацию. И тогда задумался: «Что будет с театром, если?..» Будущее театра не может меня не волновать. В моей компетенции вводить новые должности в штатное расписание. И я ввел должность главного режиссера. Понимаю, в случае моего ухода все возможно, но все-таки я сделал этот шаг. С Егором Перегудовым мы смотрим в одну сторону, и мне нравится то, что он делает в театре, — прокомментировал художественный руководитель.
Нововведение в РАМТе было связано еще с тем, что директор театра Софья Апфельбаум находится под домашним арестом по делу «Седьмой студии» о хищении государственных средств, и большим театром в одиночку практически без помощи руководил Алексей Бородин.
У театра имени Евгения Вахтангова замечательный союз директора и худрука — Римаса Туминаса и Кирилла Крока. Сегодня по всем показателям это самый успешный театр России, а следовательно, острой необходимости в главном режиссере у него нет. Тем более что у здешнего худрука целая гвардия помощников.
Римас Туминас на пресс-конференции в день открытия театрального сезона о назначении Юрия Бутусова высказался красиво, по-философски. Настоящую причину Туминас сказать журналистам не может, правда, она вряд ли уже тайна — проблемы со здоровьем у художественного руководителя. Юрий Бутусов получил это место по той же причине, что и его коллега Егор Перегудов: на экстренный случай.
Юрий Бутусов в настоящее время репетирует спектакль в Сеуле и не комментирует свое назначение. В театре имени Евгения Вахтангова он свой человек. На Основной сцене поставил спектакль «Бег», а сейчас работает над «Дон Кихотом». По признанию Римаса Туминаса, он его друг, который еще вчера был свободным художником.
Но одно дело — дать пост главного режиссера молодому Егору Перегудову и другое — мэтру, бывшему худруку прославленного театра «Ленсовет». Юрий Николаевич на это назначение мог согласиться только в двух случаях: из-за невозможности отказать своему другу Римасу Туминасу, которому тоже не безразлично, что будет с театром, и в случае верной перспективы возглавить его.
Забота о деле, которому отдано столько сил, объяснима. Правда, есть одно «но». Судьбу легендарного театра вряд ли могут решать люди, которым государство доверило возглавить его на определенный срок. Олег Табаков, будучи худруком МХТ имени Чехова, не назначал потенциальных преемников, понимая, что театр принадлежит России, а он избран вести этот корабль. После его ухода совет художественных руководителей большинством голосов выбрал достойного руководителя — Сергея Женовача. Ни у кого из театральных деятелей нет вопросов, почему именно он. Выбор коллег и судьбы. О судьбоносности назначения говорил и он сам.
10 лет назад судьбоносным стало согласие Римаса Туминаса стать худруком театра имени Вахтангова. Умер Михаил Ульянов, который видел его своим преемником.
— Незадолго до своего ухода Михаил Александрович предлагал мне возглавить театр, но я отказался. А когда его не стало, посчитал правильным принять это как данность, — признался «ВМ» Римас Владимирович.
Вне всякого сомнения, в его лице театр приобрел клад. Только какую цену заплатил за это режиссер? Страшную цену. Театр, вольно или невольно, не может обрекать художника быть его спасителем. Это во власти неба и власти, Бога и страны. Как это произошло с выбором Сергея Женовача, когда все совпало — и звезды, и люди.