Светлана Крючкова: «Я научилась просто, мудро жить…»
Всю жизнь Светлана Крючкова живет наперекор жизненным ситуациям. И живет по своим правилам. Жизнь испытывала ее не раз. Она не сдалась…
У нее около 60 ролей в кино, и все они очень разные. Крючкова покоряет обаянием и непосредственностью. И потом, ей веришь – как-то безусловно, абсолютно, полностью.
С Михалковым она работала в фильмах «Родня», «Утомленные солнцем». С Виталием Мельниковым в «Женитьбе», «Старшем сыне», «Уникуме». Сыграла мадемуазель Куку в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» и трогательную учащуюся вечерней школы в «Большой перемене»… При таком количестве успешных работ в кино личная жизнь Крючковой выстраивалась сложно. Она три раза была замужем.
Первый муж Светланы, Михаил, был студентом старшего курса Школы-студии МХАТ. Это замужество не принесло Крючковой счастья. Муж умудрился поселить в ней кучу комплексов. Однажды он попросил Светлану отнести сценарий на студию в съемочную группу фильма «Большая перемена», где должен был сниматься сам. Светлана сценарий отнесла, и... ее утвердили на роль Нелли Ледневой. Михаил в этом фильме не снялся, не получилось. После выхода на телеэкраны «Большой перемены» Светлана, как говорится, проснулась знаменитой. Первая работа в кино мгновенно принесла молодой актрисе всесоюзную известность.
Жизнь пошла по какому-то новому витку. Она играет во МХАТе, снимается в кино. На съемках картины «Старший сын» знакомится с кинооператором Юрием Векслером. Влюбляется настолько, что бросает Москву, МХАТ и переезжает к нему в Ленинград, не имея ни работы в театре, ни штампа в паспорте. Но в там ее приглашает в БДТ сам Георгий Товстоногов.
В браке с Векслером у Крючковой родился сын Дмитрий. И беременность, и роды были сложными - всю беременность она колола гормоны, поправилась на сорок килограммов и сильно подорвала здоровье. С Векслером они прожили вместе 14 лет, затем был развод, а через полтора года Юрия не стало. У Крючковой началась депрессия. Она хотела вернуться в Москву, оставить все, что связывало ее с прошлой жизнью. Она готова была начать все с чистого листа.
Третий муж, Александр, – художник, отец младшего сына Саши - Алекса, как называет его Крючкова. С мужем Светлана родилась в один день - 22 июня, но с разницей в 12 лет – настолько Александр младше Светланы Николаевны. Он работал матросом на рыболовецком судне, реставратором музыкальных духовых инструментов, барабанщиком, барменом… Однажды в ресторан, где работал Александр, зашли Лариса Гузеева и Светлана Крючкова с сыном Митей. Пока подруги беседовали, Митя куда-то отошел, а вскоре вернулся к маме вместе с незнакомым мужчиной: «Мама, познакомься, это дядя Саша».
Но счастливая семейная жизнь с Александром была прервана трагедией. Светлана Николаевна попала в страшную автоаварию. Три года она провела в больницах. Был тяжелый период восстановления. И в это время она была вынуждена отдать маленького сына Сашу, которому было несколько месяцев, на воспитание свекрови. Ребенок оказался в жестких руках. Его не любили. Потом он очень трудно и долго адаптировался. Понадобилось несколько лет, чтобы маленький Саша поверил в то, что он любимый, талантливый, хороший. Младший сын сейчас живет со Светланой Крючковой в Петербурге. А старший, Митя, женился на француженке и уехал в Париж.
Много лет семья Крючковой жила в квартире, не зная, что под ней - наглухо заколоченная комната ЖЭКа, где почему-то хранилась ртуть. Потребовалось немало усилий, чтобы их квартиру признали непригодной для проживания. Семью Крючковой переселили в мансардное помещение на Мойке, практически на чердак, где им пришлось своими руками все перестраивать. На здоровье всех членов семьи жизнь в «зараженной» квартире сильно сказалась.
Светлану Николаевну называют настоящей русской женщиной на сцене и в кино. Школу она окончила в Кишиневе, и в 17 лет отправилась покорять Москву. На экзаменах в театральный провалилась. Чтобы как-то жить, она устроилась по лимиту на ЗИЛ слесарем-сборщиком на тяжелый трехсменный график, хотя была абсолютно домашней девочкой в розовых очках. Устав от бездомной, голодной, бесприютной московской жизни, вернулась домой, в Молдавию. Отец был против того, чтобы дочь становилась актрисой. Он был майором СМЕРШа, суровым военным человеком, и в семье царила военная дисциплина. Отец сам отнес документы в педагогический институт в Кишиневе, но Крючкова там не проучилась ни дня, снова сбежала в Москву. Три года она тщетно обивала пороги театральных училищ и все-таки поступила в Школу-студию МХАТ, где за ней закрепилась слава роковой женщины. Высокая, статная, с копной золотисто-рыжих волос…
Творческая жизнь Крючковой складывалась непросто. В кино ее снимали охотно, используя характерную внешность актрисы. А в театре, в родном БДТ, с каждым годом предлагали все меньше ролей. После ухода Товстоногова их и вовсе перестали предлагать, а с тех спектаклей, где она была занята, сняли. Сказав, что «по состоянию здоровья»… Но сама она на здоровье не жаловалась! Ни на что не жалуется и сейчас. И вообще – никогда…