Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Царь Иван Грозный отправлял под парусом своих людей на грабеж

Общество
Царь Иван Грозный отправлял под парусом своих людей на грабеж
Первый капер на Руси появился как раз в период расцвета пиратства в Карибском море и Атлантике / Фото: https://pixabay.com/ru
Все давно привыкли, что пираты — это Морган или Билли Бонс где-нибудь в Карибском море. Но, оказывается, пиратство было и на Руси, а первым государем, занявшимся этим делом на совершенно законных основаниях, был Иван Грозный.

По примеру Европы

Конечно, пиратство — дело преступное, чистые разбой и грабеж. Но во все времена государства, имевшие выход к морю, занимались этим промыслом — явно или тайно. А во время войн так и вообще узаконивали пиратство и разрешали собственным гражданам грабить и захватывать корабли противника. Практика эта вошла в юридические нормы и действовала до 1865 года под названием каперства или корсарства. Да-да, корсары (они же каперы или приватиры) — это не какие-то там бандиты под парусом, нет, это люди, имевшие совершенно законное право грабить чужие корабли. Они получали от правительства своей страны документ — каперский патент и на основании его могли вести боевые действия как против военного флота противника, так и против его торговых судов. На практике каперы старались не топить, а захватывать противника, ведь потом трофеи продавались либо государству, либо на аукционе всем желающим.

Занимались таким корсарством частные лица, за свой счет снаряжавшие корабли для боевого похода. В России, имевшей более близкие связи с германоязычным миром, чем с Англией или Францией, вместо «корсара» прижилось название «капер».

Так вот, в деле каперства Русь-матушка ничуть не отставала от Европы. Первый капер на Руси появился как раз в период расцвета пиратства в Карибском море и Атлантике. Правда, действовал он поближе к нашим уделам — на Балтике. Каперский патент наш корсар получил от самого Ивана Васильевича IV, коего позже прозвали Грозным. Русские войска тогда смогли взять Нарву, и через нее царь наладил торговлю с немецкими землями, но шведские и польские пираты почти перекрыли этот путь в Европу — русских купцов на Балтике нещадно грабили и топили. Царь решил ответить шведам тем же. Для каперства нужен был опытный капитан, каких у русских не было (до взятия Нарвы у нас и выхода к морю не было). Решили нанять иностранца. Да, брать на службу чужих специалистов наши правители начали еще задолго до Петра Первого, а Иван Васильевич делал это не просто с размахом, но и с хорошим чутьем на кандидатов. Первый русский царь подбирал кадры именно из тех, кто действительно был на многое способен.

Посланцы Грозного присматривались к людям и отписывали царю досье с рекомендациями. Для особо важных дел царь устраивал избранникам прием, на котором лично объяснял задачи и выдавал нужные документы. Так появился на русской службе немец Карстен Роде.

От сумы до тюрьмы

Происходил он из области Дитмаршен, что несколько раз меняла принадлежность — была то датской, то немецкой территорией. Сам Роде, по национальности немец, имел подданство датского королевства. До того как стать капером, он был купцом, с морем Карстен был знаком не понаслышке — у него был собственный корабль, и на нем он ходил в купеческие походы, привозя товары в ганзейский город Любек. Но, видимо, в какой-то момент торговля Карстену наскучила, или он просто посчитал законное пиратство более прибыльным делом и подался в каперы. Для начала — к своему сюзерену, королю датскому Фредерику II, топить шведов, давних конкурентов. А когда началась Ливонская война, Роде продолжил свое дело на службе у герцога Магнуса, союзника Ивана Грозного. Фактически Магнус был лишь формальным прикрытием, а служил капитан Роде именно царю Ивану.

В 1570 году Карстен приехал в Москву и имел беседу с царем в Александровской слободе. В результате он уехал на Балтику с царской грамотой, гласившей: «...силой врагов взять, а корабли их огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты». При этом Роде должен был делиться добычей — сдавать в Нарву каждый третий захваченный корабль, лучшие пушки с других трофеев и десятую часть от взятых товаров. Капитан развернулся очень быстро — набрал команду из датчан и русских, поставил три больших и 18 малых пушек на небольшое суденышко пинк и уже с первого выхода в море стал приводить добычу. Во втором походе он захватил шведский флейт — корабль в два раза больше и сильнее его пинка. Через месяц Роде уже командовал эскадрой из трех кораблей и нападал на большие караваны и конвои. Шведы стали охотиться за ним, но неудачно. К осени 1570 года у Роде было уже 6 кораблей, и он успел захватить 22 шведских и польских судна. Фактически, он стал уже не капитаном, а адмиралом... Но пиратское счастье не вечно, и Роде подвели его собственные эффективность и обман. Его действия почти остановили торговлю на Балтике, от чего стала страдать покровительница Дания, а большинство добычи Роде, нарушив договор с царем, продавал не в Нарве, а на Борнхольме.

В результате, когда датчане решили заключить мир со Швецией, они арестовали Карстена и заключили его в тюрьму. Иван Грозный заступаться не стал, более того — просил выдать ему Роде, чтобы «о всем здесь с него сыскать». Дальнейшая судьба Карстена Роде неизвестна, но есть слухи, что он убежал пиратствовать на Карибах...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Анашко, историк и реконструктор: 

— Практика грабежа как способа взаимодействия с соседями была распространена в XVI веке. Кроме того, в условиях отсутствия флота у России использование наемных каперов было вполне логичным шагом для пополнения скудеющей от войны казны и неожиданных нападений на прибрежные города противника.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.