Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Выборы-2018: уроки побед и уроки поражений

Общество
Выборы-2018: уроки побед и уроки поражений
Второй тур губернаторских выборов, состоявшийся в минувшее воскресенье в Хабаровском крае и Владимирской области, завершился поражением действующих губернаторов, выдвинутых «Единой Россией». В обоих регионах победили с большим перевесом кандидаты от ЛДПР. Неделей ранее были отменены результаты второго тура в Приморском крае, где и.о. губернатора Андрей Тарасенко проигрывал кандидату от КПРФ Андрею Ищенко и его штаб пошел на масштабную фальсификацию итогов голосования.

В Хакасии действующий губернатор Виктор Зимин снялся «по состоянию здоровья» со второго тура выборов, где должен был противостоять коммунисту Валентину Коновалову и, весьма вероятно, мог ему проиграть. Каковы уроки нынешних региональных выборов?

Поражение фактически четырех губернаторов-единороссов является, конечно, болезненным сюрпризом для партии (такого исхода накануне первого тура 9 сентября мало кто ожидал), однако эти результаты все же нельзя назвать катастрофическими. Все же из 26 глав регионов, которые переизбирались в этот раз, 22 одержали уверенную победу уже в первом туре (в четырех регионах выборы были не прямые, а местным законодательным органом). Особенно уверенно победили действующие главы регионов там, где они смогли представить внятную программу действий или уже зарекомендовать себя энергичными руководителями, как, например, в Москве. Это говорит о том, что региональная повестка играет все больше значения, избиратели все больше на нее ориентируются, поэтому выезжать только на поддержке президента губернаторам уже не удастся.

Что касается четырех «провальных» для правящей партии регионов, то их объединяет много общего. Во всех четырех невысок уровень жизни по сравнению со среднероссийским, особенно в Хакасии и Владимирской области. Хабаровский губернатор Виктор Шпорт (правивший регионом с 2009 года), в свою очередь, не смог предложить жителям региона именно региональной повестки, упирая на «мегапроекты» федерального значения. «А нам-то что с этого?» — спросили сами себя и Шпорта хабаровчане и прокатили главу региона, выбрав ставленника ЛДПР депутата Госдумы Сергея Фургала с троекратным перевесом в голосах. Светлана Орлова тоже проиграла «с треском», уступив 20 процентов голосов Владимиру Сипягину от ЛДПР. Она, давно уже непопулярная в области (хотя прошлые выборы выиграла с более чем 70% голосов). И теперь запомнится тем, что во время «прямой линии» с президентом местные жители выкрикнули в ее адрес «да она все врет!», когда Орлова рассказывала, как ей удалось отлично отремонтировать местную больницу. А еще тем, как сравнивала дороги в своей области по качеству с немецкими — прямо перед телекамерами во время встречи с Путиным. 

В то же время о «сменщиках» губернаторов мало что известно. Кроме того, что сами они явно не рвались на губернаторскую работу, выступая типичными «спойлерами», подобранными в качестве удобных спарринг-партнеров на выборах. Фургал перед вторым туром чуть не выразил готовность работать в «команде губернатора» (что он сейчас, впрочем, отрицает). Сипягин, которого во Владимирской области мало кто вообще знает, практически не вел никакой    предвыборной кампании. Ни у него, ни у Фургала  не было и внятной предвыборной платформы. Просто на второй тур мобилизовался так называемый «протестный электорат», которому было все равно, за кого голосовать, но только не за действующего главу региона. При этом я бы не преувеличивал значимость для такой мобилизации протеста такого фактора, как пенсионная реформа. Ведь в других регионах она, хотя и по-прежнему непопулярная, не привела к такому электоральному провалу. Просто надо было найти адекватные слова по данной тематике. И вообще надо уметь разговаривать с людьми на понятном им языке, а не на казенном «новоязе». Также стоит отметить, что в обоих регионах победили все же представители «системной оппозиции», они не будут воевать с Москвой и Кремлем и будут вынуждены работать в связке с федеральным центром. В крайнем случае, если зарвутся, всегда есть в чем покопаться Следственному комитету. В этом смысле нынешняя политическая система проявила известную гибкость и эффективность, отступив на «заранее подготовленные позиции». Никакой политической революции не произошло. И весьма вероятно, что уже скоро избиратели разочаруются в своих новых неожиданных избранниках.

Теперь как минимум в двух регионах (в Хакасии и Приморье выборы пройдут через три месяца) у власти, по сути, случайно оказались люди, которые к этой роли не готовились и уж точно не проходили курсы «спецподготовки» перспективных кадров: не прыгали со скалы и не сдавали зачет по «тимбилдингу». Судя по всему, в Хакасии было принято решение, от греха, не проводить второй тур именно потому, что тамошний претендент на пост губернатора от КПРФ совсем уже никуда не годится в профессиональном плане. В этом просматривается определенный риск игры в «договорные выборы» с так называемыми спойлерами: в случае сильных протестных настроений избиратель может проголосовать вообще за кого угодно, выбирая при этом если не сердцем, то точно и не головой. Это надо учесть в проведении будущих избирательных кампаний. Возможно, все же стоит пересмотреть в сторону ослабления или полной отмены так называемый муниципальный фильтр при выдвижении кандидатов в губернаторы. Сильным губернаторам это никак не повредит. Слабым никакой фильтр все равно, как выясняется, не помогает.

Наконец, важной особенностью прошедших выборов стало то, что они прошли с минимальным числом нарушений, а там, где они обнаружились (в Приморском крае), ЦИК проявил решимость и результаты голосования отменил. Это значит, что концепция «чистые выборы», с которой Элла Памфилова пришла на руководство ЦИК и которая пользуется однозначной поддержкой в Кремле, работает. И она показала наглядно, что смысл ходить на выборы все же есть.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.