Суббота 20 октября, 03:10
Туман + 6°

Не надо Орфею сходить к Эвридике

Все герои делятся на тех, кто обременен имуществом и деньгами, и бродяг. Во многом это личный выбор героев спектакля, а не перст судьбы
Фото: Пресс-служба спектакля «Орфей спускается в ад»
Все герои делятся на тех, кто обременен имуществом и деньгами, и бродяг. Во многом это личный выбор героев спектакля, а не перст судьбы
Фото: Пресс-служба спектакля «Орфей спускается в ад»
Режиссер, руководитель лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Игорь Яцко в своей новой постановке «Орфей спускается в ад» отвечает на самый сложный вопрос: почему все-таки ад?

Спектакль практически полностью, за исключением деталей, по пьесе американского классика Теннесси Уильямса, написанной в 1957 году. В ней он вспомнил свои юношеские переживания, когда в первый и последний раз был влюблен в девушку, но она его отвергла. События в его пьесе происходят в начале 30-х годов XX века в одном из американских городов, а в спектакле - в графстве. От Америки остались имена героев (как в пьесе), ковбойская одежда полицейских, музыка и «универсальный магазин» главной героини - Лейди Торренс (Людмила Дребнева). А еще - две главных приметы Нового света - жажда независимости и стремление разбогатеть.

Все герои делятся на тех, кто обременен имуществом и деньгами, и бродяг. Во многом это личный выбор героев спектакля, а не перст судьбы. Бунтарка Кэрол Катрин (Регина Хакимова) - некогда богатая наследница, сама предпочла участь отверженной и гонимой бродяжки, которая носится по Америке на своей машине, подобно бездушному Летучему Голландцу.

Еще несколько лет назад она боролась за права бедных и справедливость, но ничего из этого не вышло. Сейчас ее упрекают в развращенности и дурном характере. Кто она в этом мифе об Орфее и Эвридике - понять сложно. Точно не из тех, кто покорно ждет, когда ее спасут, а значит не Эвридика. Но она не поет и не играет на гитаре, как Орфей, и к тому же ей неведома романтика любви. Она - циничная, злая и наглая. Быть может, она - змея, на которую Эвридика наступила и в результате попала в Аид? Неспроста эта девушка хватается за куртку из змеиной кожи Вэлла (Анзори Шагидзе), бродяги с гитарой.

 Основной посыл, который направляет публике спектакль Игоря Яцко, - не продавать себя, не торговаться, не заключать сделок с силами ада даже ради великой любви Фото: Пресс-служба спектакля «Орфей спускается в ад»

Эта материя, в которую он облачился, - предмет страсти и страха Кэрол. Она начинает преследовать Вэла. Он думает, что она охотится за его телом, а ей нужна его шкура. Кэрол - самая живая, яркая, сильная и свободная из всех героев, но при этом она - абсолютно мифическое создание, вне времени и пространства. По сути она - хорошая девушка, даже очень, и если она та змея, на которую наступила Эвридика, разгромив ее гнездо, то понятно, - почему возлюбленная Орфея попала в ад. Невольно она нанесла вред тому, кто ее не трогал и у кого - своя миссия. Тем самым Эвридика нарушила планы Вселенной, став причиной хаоса. Орфей, который спускается к ней в Аид и с помощью своего таланта заключает сделку о возвращении своей жены, усугубляет этот хаос и навеки вносит смуту в мировой закон любви. Он дает надежду всем утратившим надежду на возвращение и новое обретение. Обманчивую надежду. При этом он поселяет красивую ложь о бесконечности любви, и за нее его преследует змея Кэрол.

В пьесе Теннесси Уильямса Вэлл не только дал обманчивую надежду Эвридике - лавочнице Лейди, но и зачал ей ребенка, которому не суждено родиться. Еще одна смерть - из-за обманчивой надежды. Кто такая Эвридика в американской пьесе? Почему она живой угодила в ад? Лейди после того, как ее бросил любимый, продала себя за деньги убийце ее отца. Это было в юности. Она также предала свою Родину - Италию, своих предков, свою кровь и любовь, какой бы несчастной та не была. Она - предательница. Нимфа Эвридика тоже предала свое царство, став женой Орфея. Не за деньги - за любовь и счастье. Но в раю нет места для предателей. Если бы рай принял хотя бы одного предателя, он бы неизбежно сравнялся с адом. В мифе «Орфей и Эвридика» все совершают сделки якобы во имя искусства и любви. Но сделка есть сделка. Америка у Теннесси Уильямса - кромешный ад, откуда нет выхода, потому что она вся построена на сделках и продажности. Единственная истинная ценность США - это ее бунтари, среди которых сам автор пьесы. Свой фильм по пьесе «Орфей спускается в ад» Сидни Люмет назвал  «Из породы беглецов», а Вэлла сыграл главный «бунтарь» американского кинематографа Марлон Брандо. Безусловно, Вэлл всеми силами пытается не продаваться. Но в результате Эвридика покупает его за деньги, кров и память.

 Спектакль практически полностью, за исключением деталей, по пьесе американского классика Теннесси Уильямса, написанной в 1957 году Фото: Пресс-служба спектакля «Орфей спускается в ад»

У Марины Цветаевой есть строки «Не надо Орфею сходить к Эвридике и братьям тревожить сестер». В пьесе Уильямса Вэлл и Лейди хотя и любовники, но по сути - брат и сестра, и об этом они говорят друг другу. Еще у Цветаевой, мотивы которой использует Яцко в своей постановке, есть такие строки об Орфее и Эвридике: «Уплочено же всеми розами крови». Ответ исчерпывающий - все в расчете, и каждый получил по заслугам.

Основной посыл, который направляет публике спектакль Игоря Яцко, - не продавать себя, не торговаться, не заключать сделок с силами ада даже ради великой любви.

Все герои делятся на тех, кто обременен имуществом и деньгами, и бродяг. Во многом это личный выбор героев спектакля, а не перст судьбы
Фото: Пресс-служба спектакля «Орфей спускается в ад»
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER