Кошмар на Алтуфьевском шоссе. Выяснились новые подробности убийства отца сестер Хачатурян
Подробности кровавой драмы, произошедшей 27 июля, и сегодня обсуждаются и рождают самые разные эмоции: сострадание, ненависть, шок, недоумение… Но к подробностям вернемся чуть позже. Главное сегодня то, что спустя всего два месяца Басманный суд, рассмотрев ходатайство органов предварительного следствия, избрал в отношении обвиняемых — Кристины, Ангелины и Марии Хачатурян — другую меру пресечения, самую мягкую, в виде запрета определенных действий. То есть совершивших жестокое убийство девушек отпустили из следственного изолятора по домам. Под запрет попало: проживание сестер в одном адресе, общение друг с другом, с друзьями, журналистами, пользование интернетом и телефоном (за исключением вызова экстренных служб в чрезвычайных ситуациях), нахождение вне домашних стен с 21 часа до 7 часов. Сестры Хачатурян могут ходить в школу, общаться с родственниками с разрешения следователей. Несовершеннолетняя Мария имеет перед сестрами одно преимущество — с мамой она может находиться все 24 часа в сутки.
— Решение принято абсолютно справедливо, потому что девочки не представляют никакой опасности, — сказал по завершению судебного заседания Иван Мельников, ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии города Москвы. — Этим детям необходимо квалифицированное медицинское обслуживание. Им нужно учиться. Порадовало, что Следственный комитет Российской Федерации провел грамотную большую работу в такие короткие сроки.
Что интересно, большинство из ожидавших решения суда, восприняли его радостно. А ведь изначально юным убийцам грозило наказание в 20 лет лишения свободы. Чтобы оценить всю тяжесть совершенного преступления, вернемся к событиям 27 июля. По информации предоставленной следствием, вечером Михаил Хачатурян, вернувшись домой усталым, задремал в кресле-качалке. Именно на спящего отца напали три его дочери. Одна била по голове молотком (более 10 ударов), другая брызгала из перцового баллончика в лицо, ножом удары наносили сразу две сестры, в шею, в грудь, всего 36 ударов. Вызов полиции совершили сами девушки. Буквально искромсанный труп сотрудники правоохранительных органов обнаружили уже на лестничной площадке многоэтажки, в которой проживала семья. Ясно, что последние смертельные удары достались отцу семейства уже на бегу. И вот после такого жесточайшего преступления следствие, а за ним и суд находят возможность выбрать для обвиняемых самую легкую меру пресечения!?
— Безусловно, обращает внимание тот невероятно зашкаливающий уровень ненависти дочек к отцу. Это же за что так надо было ненавидеть?! — задает риторический вопрос известный психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил Виноградов. — По аналогии вспоминается поведение зверя, загнанного в угол. Терять такому зверю уже нечего. Поэтому он атакует жестоко и отчаянно. А здесь еще и не звери, а всего лишь девочки, домашние, приличные, нераспущенные. У этого зла нужно искать глубокие корни. И то, что следствие пошло на такой шаг, говорит о многом.
Причины, побудившие к убийству отца, и старшая Кристина, и средняя Ангелина, раскрыли следствию почти сразу. Они описали жуткие сцены насилия над собой отца, в том числе, и сексуального характера. Однако до сих пор к этим рассказам многие относятся с недоверием. Ведь родственники Михаила Хачатуряна и его многочисленные знакомые свидетельствуют об обратном — Михаил был добрым, заботливым и всего лишь строгим отцом.
Но вот в неофициальном разговоре с Натальей — подругой гражданской жены Хачатуряна Аурики — всплывают факты, запредельные для понимая с точки зрения нравственности. По наблюдениям Натальи, Михаил действительно не отказывал дочкам в элементарных радостях и баловал иногда и красивой одеждой, и вкусностями. Но вместе с тем он запрещал девушкам, особенно в последние годы, получать образование, запрещал им общение с подругами и друзьями. Женщина уверена, что расчетливый папаша готовил их для выгодного замужества. Для покорности женам образование не нужно. Не раз Наталье приходилось слышать рассуждения Михаила Хачатуряна о планах построить гостиницу в Израиле. Возможно, именно там, в Израиле, отец собирался выдать дочерей замуж за деловых, богатых людей. Ну, а в том, что старшая и средняя сестры были неоднократно изнасилованы их собственным отцом, Наталья даже не сомневается.
Неожиданная беседа в ожидании судейского решения произошла у корреспондента «ВМ» с подругой сестры убитого, Инной.
— У нас могут и за колбасу украденную посадить. А здесь за убийство отпустили, — искренне возмущалась Инна. — Никаких доказательств их невиновности не нашли.
Однако на вопрос о необходимости проверить показания девушек на детекторе лжи сторонница потерпевших вдруг обозлилась. Мол, что там проверять и зачем это нужно? Странная реакция. Когда люди уверены в своей правоте, они не отказываются ни от каких дополнительных способов доказать свою правоту. А вот обвиняемые девушки, наоборот, очень настаивали и до сих пор настаивают на проверке своих показаний на детекторе лжи.
Еще одна интересная деталь из портрета Михаила Хачатуряна всплывает в связи с его странной любовью к фотографированию с заметными людьми, занимающими далеко не последние посты в государстве. По признанию родственников, чем Михаил зарабатывал себе и дочерям на жизнь, было не совсем понятно. Может быть, он знакомил друг с другом умных людей, считали они. Кто-то из родственников признал, что у главы семейства Хачатурянов были обширные связи, богатые покровители, с помощью которых хитрый папа Миша проворачивал некие не совсем законные дела. Одна газета даже конкретно указала на одного из предполагаемых покровителей — экс-заместителя руководителя следственного департамента ФСКН России Нерсеса Эдуардовича Мирзоянца (в социальных сетях фотография Хачатуряна рядом с Мирзоянцем тоже была опубликована). По мнению коллег-журналистов, всесильный генерал по дружбе помогал Хачатуряну торговать наркотиками. Да, в машине Хачатуряна после его смерти было обнаружено 2 кг героина. Доза, конечно, явно не для собственного употребления. Корреспонденту «ВМ» удалось переговорить с Нерсесом Мирзоянцем и выяснить историю той фотографии. Оказывается, она была сделана на крестинах одного из дальних маленьких родственников Михаила Хачатуряна.
— Да, мы пересекались раз пять, то на крестинах, то на похоронах, но близко я его не знал и не пытался сблизиться. Знаю его дальних родственников, — коротко объяснил неприятное недоразумение Нерсес Эдуардович, известный в силовых структурах как очень порядочный и грамотный специалист.
О том, что Михаил Хачатурян принимал психотропные препараты, проходил лечение в психиатрической клинике, тоже писалось немало. Это еще один существенный факт не в пользу стороны потерпевших. Понятно, что в состоянии психического расстройства человек изменяется до неузнаваемости. Возможно, именно в этом состоянии он и совершал насилие над своими дочерьми. Одним словом, вопросов остается немногим меньше, чем вначале следственного процесса.
— Изменение меры пресечение для наших подзащитных — как зеркало будущего справедливого решения следствия и суда, — заявил адвокат Марии Хачатурян Ярослав Пакулин.
Что ж, пока прогнозы впечатляют своим позитивом. Вероятность, что уголовное дело будет и вовсе прекращено, очень велика. Но чтобы картина убийства сложилась полностью и объективно, следствию предстоит еще долгая кропотливая работа. Новая мера пресечения для сестер Хачатурян будет действовать до 28 декабря.