Откуда шагают оловянные солдатики: во что играли дети на Руси в царские времена
Столичные археологи обнаружили редкий артефакт – фрагмент игрушечного ружья эпохи Павла І. «Вечерняя Москва» узнала, чем увлекались дети в 18-19 веках и чему их учили игры.
Редкий артефакт, найденный московскими археологами под занавес сезона выполнен из свинцово-оловянного сплава. Он был найден на берегу Москвы-реки, в районе Гончарной набережной.
Отмечается, что впервые в столице археологам удалось обнаружить такое дорогое игрушечное изделие, оснащенное спусковым механизмом. Находка выполнена очень качественно и с тщательной проработкой всех деталей. Предполагается, что оно было сделано одним из европейских мастеров. На прикладе сохранилось изображение воина на фоне крепости, сама игрушка украшена рельефным орнаментом. Археологи уточнили, что это игрушечное оружие принадлежало члену обеспеченной семьи. Скорее всего игрушку выбросили после того, как она сломалась.
Какими были игрушки в XVIII- XIX веках? Во что играли дети дворян, купечества, городских низов Москвы и Петербурга?
Первые игрушки, доступные для разных слоев населения, привозились из Сергиева Посада и села Богородское. Уже в середине XVIII века работы местных мастеров игрушки были хорошо известны.
Дворянские дети – обоих полов – играли в куклы и игрушечные замки, а также кукольные дома. Детям из знатных семей и, конечно, императорской фамилии, кукол привозили из Европы. Наиболее развитое производство было во Франции, Англии и Германии, где в течение XVIII столетия изготовляли прекрасных фарфоровых кукол, специально для них создавались целые гардеробы, а в середине XIX века появилась кукла из папье-маше. Дома и замки привозили из Франции, Дании и Польши, морем и по суше.
Довольно скоро для мальчиков стали делать солдатиков – маленький дворянин «командовал» собственным полком. Так он готовился к тому, чтобы к 19-25 годам действительно стать штаб-офицером одного из полков русской армии.
Также высшее дворянство часто обучало детей-мальчиков игре в шахматы. Девочки осваивали рояль, разучивали гаммы или партии на арфе.
Поначалу все солдатики привозились из немецких княжеств. Фигуры солдат печатали на больших листах бумаги, потом вырезали и раскрашивали. Довольно дорогими были оловянные фигурки. Во второй половине 19 века мастерские по производству игрушек появляются и в России. Их продукция не уступала по качеству немецкой, но мастера делали уже не немецких, а русских солдатиков – казаков, гвардейцев.
Настольные игры, как и сейчас, отличались разнообразием по тематике, материалу изготовления и цене. Это были и головоломки-пазлы, и сюжетные игры, где на игровом поле при помощи фишек и игральных костей разворачивались события. А также бумажные «конструкторы», при помощи которых можно было вырезать и склеить хоть русскую избу, хоть макет Кремля.
Наконец, в 19-м веке дети из состоятельных семей, что дворянских, что купеческих, получили качалок-лошадей, игрушечные магазины с крохотными товарами и солдатиками-«покупателями», детские фарфоровые чайные сервизы.
Большой популярностью пользовались игральные карты и кости «как у взрослых» – родители не видели греха в том, чтобы малыши перекинулись парой партий «на интерес» или «фанты» (желание, - «ВМ»). Существовали кубики, как с алфавитом, так и без.
Для детей бедняков куклы были самые дешевые, часто самодельные. Деревянная палочка с намотанными тряпочками – вот и готово! Или просто шитые руками старших сестер тряпичные «подружки».
Очень популярной была игра в бирюльки. Надо было крохотным крючком аккуратно зацепить в кучке мелких предметов один, не потревожив остальные. Жаль, что игра эта ушла в прошлое – лучшего способа развить мелкую моторику пальцев у малышей не придумано до сих пор.
Конечно, крестьянские и городские, особенно, заводские дети играли в бабки (маслы, козны, лобаны). Археологи находят эти предметы постоянно, причем даже в слоях, относящихся к самому зарождению Руси. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре. У игры существует большое количество вариантов, которые были придуманы в разные времена, в разных странах и в которых используются разные игровые предметы.
Комментарий эксперта
- Игра готовит ребенка к взрослой жизни – посмотрите на девочек с куклами или мальчиков с солдатиками, - поясняет детский психолог Татьяна Шишова. - Учит проигрывать социальные роли. Игра развивает самые разные умения. Если речь о подвижных играх, то они развивают ловкость, реакцию, внимание, например, когда ребенок должен ловить или убегать. Игры, в которых кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, учат «держать удар» – это важно для детей с повышенной самооценкой в 5-7 лет их надо учить не только побеждать. Развивают игры и наблюдательность, есть те, что направлены на сотрудничество, а не на соперничество. Настольные игры часто дают дополнительные знания, а кроме того, развивают сообразительность и усидчивость. Шахматы – игра сложная и подходит не всем, но очень развивает аналитическое мышление. Нарды также. Паззлы учат пространственному, объемному мышлению и аккуратности. Игры – важнейшая часть социализации ребенка, - резюмирует Татьяна Шилова.