Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

У первого поезда метро было всего два вагона

Общество
У первого поезда метро было всего два вагона
Стало. Поезд нового поколения «Москва» на станции метро «Пушкинская» / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

14 октября 1934 года первый испытательный поезд, который состоял всего из двух вагонов, совершил пробную поездку от станции метро «Сокольники» до «Комсомольской». С тех пор прошло уже 84 года. О том, что изменилось за это время, «ВМ» рассказал москвовед Юрий Егоров.

Первый испытательный поезд вышел на маршрут в 1934 году, а уже 15 мая 1935 года Московский метрополитен открылся для пассажиров.

— Вагоны поездов проектировались на нескольких заводах, основной — это Мытищинский машиностроительный. Помогал и завод «Динамо», который выпускал электрическое оборудование. Сегодня, к сожалению, этот завод исчез, а на его месте появился бизнес-квартал, — говорит москвовед.

В те годы перед специалистами стояла довольно сложная задача: вагоны поездов нужно было спроектировать так, чтобы они умещались в тоннели метро. Но выход нашелся: инженеры завода «Динамо» спроектировали электрическое оборудование под обычный товарный вагон поезда.

— Когда журналисты пришли осматривать новую технику, они опешили, увидев обыкновенный товарный вагон, — смеется Юрий Егоров. — У испытательного поезда, который прокатывали осенью 1934 года на Сокольнической линии метро, был тип вагонов «А».

У первого поезда метро было всего два вагона Было. Первые вагоны поезда метро — после тестирования составы вышли в 1935 году. Они перевозили пассажиров Сокольнической линии метро / Фото: Из архива

Поезд, вышедший на маршрут 84 года назад, состоял из моторного и прицепного электровагонов. Поэтому москвовед называет его «односекционным». Затем начали появляться «двухсекционные» и «трехсекционные» вагоны.

— Эти вагоны, собственно, открыли движение в 1935 году, — поясняет Егоров. — Вскоре появились вагоны типа «Б». Внешне они мало отличались друг от друга, однако вагоны нового типа были совершеннее. К сожалению, посмотреть на вагоны «Б» москвичам уже не удастся — от них остались лишь кузова, которые хранятся в районе станции «Решетниковская» Октябрьской железной дороги. Зато от вагонов типа «А» сохранились одна двухвагонная секция и моторный вагон. Иногда на Сокольнической линии можно встретить ретропоезд, стилизованный под самый первый состав. В конце 1930-х годов, перед Великой Отечественной войной, на Мытищинском заводе началась разработка вагонов типа «Г».

— Все вагоны были моторные, а кабины управления были оснащены двигателями. Кроме того, появилось электрическое торможение для остановки поезда. В конце 1930-х создали первый состав, но из-за Великой Отечественной войны работу над поездом приостановили, — продолжает москвовед.

Во второй половине 1940-х вагоны типа «Г» начали ездить в столичном метро. У этого состава была иная планировка салона, не характерная для поездов метро.

— Сиденья в них были расположены так же, как и в автобусе. В1939 году специалисты сочли такую планировку салона неудачной и неудобной, а потому от нее тут же отказались, вернувшись к традиционному расположению сидений, — добавляет Юрий Егоров.

Вагоны «Г» использовали до начала 1960-х. Некоторое время после войны в метро работали немецкие вагоны, получившие общую серию «В», но с разными индексами: «В1», «В2», «В3» и «В4». Они отличались друг от друга и внешне, и по оборудованию.

— Достаточно быстро возникли проблемы с запчастями для этих поездов, и в 1960-х их прекратили эксплуатировать. Сохранился лишь кузов от вагона «В4» в депо «Красная Пресня», да и то как раритет,— говорит Егоров. Вскоре появилось «семейство» электровагонов М5 и УМ5. Их производили до начала 1960-х, а в 1963 году в метро стали ездить вагоны серии «Е».

— Эта серия считается одной из наиболее удачных. Такие вагоны работают не только в Москве, но и в других городах. Пожалуй, каждый москвич при слове «ежик» сразу поймет, что речь идет именно о вагонах этого типа, — утверждает москвовед.

По его словам, вагоны типа «Е» исправно работали до 2010-х годов. Последнюю модификацию можно встретить на Таганско-Краснопресненской линии метро, однако оборудование и компоновка салона этих вагонов сегодня выглядят иначе.

В 1970–1980-е годы началась разработка вагонов нового поколения типа «И».

— Это последнее буквенное обозначение. С этими вагонами специалисты возились очень долго и потерпели неудачу, поскольку они были чересчур «футуристичными» для того времени — с алюминиевыми кузовами и пневморессорами было слишком трудно работать, — сказал Егоров.

В конце 1970-х появились те самые «номерные» вагоны — 81-717 и 81-714, с белыми полосами, которые до сих пор курсируют в Московском метрополитене.

В 1990-е к вагонам «И» попытались вернуться вновь, дав им новое имя — вагоны «Яуза». В 2001 году специалисты подобрали нужное оборудование и выпустили на маршруты.

— Эти вагоны послужили основой новейшему составу «Москва», — подытожил краевед.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.