Некомпетентность заводчиков приводит к вырождению лучших пород собак и кошек
Каждое утро московского менеджера Андрея Бурова начинается одинаково. Поднявшись с кровати, первым делом он идет на кухню и включает лампу в террариуме у черепах, чтоб погрелись. Их у него две. Андрей никогда не мечтал быть черепаховодом (с детства любил кошек), а стал им, проявив слабость и доверчивость.
— Три года назад сын упросил меня купить ему водоплавающих черепашек, — кается в давней ошибке Андрей. — Я пошел у него на поводу, подумал, ладно, пусть ухаживает: они маленькие — мороки не много. Продавец черепашек заверила, что питомцы карликовые, выведены специально для аквариумов, и кормить микротортил ничем особенным не надо: подойдут самые простые сушеные креветки — не больше 50 рублей за 100 граммов в любом зоомагазине. Андрей плохо разбирался в пресмыкающихся, и «консультация эксперта» сомнений у него не вызвала.
С тех пор «малышки» вымахали раз в пять. Длина их панцирей от головы до хвоста сейчас сантиметров под 30, и Андрей уже раз менял питомцам террариум: слишком быстро черепахи растут. Если первое жилище на 70 литров он купил в магазине за 3 тысячи рублей, то второе, на 150 литров, пришлось делать на заказ — за 6 тысяч. В конце года Андрей собирается покупать Мусе и Дусе уже третий дом, на 230 литров.
— Черепахи в итоге оказались американскими красноухими, — рассказывает доверчивый московский менеджер. — Я потом проконсультировался со специалистом и выяснил, что растут они всю свою жизнь, а живут до ста лет. А еще оказалось, что они агрессивные, кусаются и едят сырое мясо, рыбу, курятину. А те креветки, про которые говорила продавщица, для них лакомство, толку от него мало.
По-китайски
Когда Андрей понял, что его обманули, хотел отдать красноухих тортил в добрые руки и думал даже выпустить на даче в пруд, но жалко стало. Не случись этого, на две красноухие черепахи в водоемах московского региона стало бы больше.
Экологи и так бьют тревогу: эти хищные обитатели пресных вод Северной Америки слишком активно в последнее время расселяются в мос ковских и подмосковных реках, прудах и озерах, поедая рыб, мелких животных, насекомых и водоросли такими темпами, что ставят под угрозу целые экосистемы. Не до конца пока понятно, способны ли теплолюбивые черепашки пережить нашу зиму или каждое лето очевидцы наблюдают новых брошенных животных, но факт остается фактом — красноухие прожорливые «американцы» облюбовали московские водоемы. Царицынские и Кузьминские пруды, Яуза, Чермянка, пруды Марс и Джамгаровский, Алтуфьевская речка, Воронцовский пруд и Черневский — здесь видели пресмыкающихся хищников неоднократно. Их выпустили нерадивые хозяева.
— Это еще что! — возмущается руководитель региональной общественной организации зоозащиты «Экология человека» Татьяна Королева. — В интернете свободно продаются брелоки с маленькими живыми красноухими черепашками внутри. Это герметичный плотный пакет с водой, в которой находится животное. В таких условиях черепахи могут прожить от нескольких дней до месяца. Но они обречены. Все время, пока животные там замурованы, они испытывают гипоксию, катастрофическое чувство голода: они в агонии. Я не видела таких брелоков в продаже в Москве, зато в Китае, где их делают, замуровать животное, чтобы оно через несколько дней умерло, и продать считается нормальным. Всем движут деньги.
Недельные собаки
Жестокий бизнес на животных поставлен на широкую ногу. В брелоки в Поднебесной запихивают не только черепашек: любая живность, способная существовать в воде, идет в расход — рыбки, тритоны, улитки и так далее.
Целая мошенническая индустрия работает и на производство так называемых недельных собак и кошек. Животных без рода и племени умело «тюнингуют» под породистые экземпляры и продают втридорога: завивают и красят, стригут и бреют и даже, если того требует экстерьер оригинала, растягивают кожу. После таких экзекуций щенок или котенок редко проживает у нового хозяина больше 7–10 дней. Отсюда и название — недельные.
К сожалению, в нашей стране ситуация не намного лучше.
По словам ветеринарного врача Дениса Середы, с каждым годом мошенников, делающих шальные деньги на животных в Москве и российских регионах, становится все больше. Конечно, дворняжек превращали в пуделей и в Советском Союзе, но современные способы обмана покупателей уже не ограничиваются химической завивкой.
— Увеличивается рынок, спрос-предложение, растет индустрия обмана, — поясняет эксперт. — В угоду моде кинологи изобретают новые «дизайнерские» породы. Обыватели о них почти ничего не знают, и мошенники этим пользуются.
Взять, например, помски, полученного скрещиванием хаски и шпица. Внешне помски не отличить от хаски: такие же острые ушки, белые полоски на мордочке, «фирменные» голубые глаза, но размером взрослая особь со шпица. Такой маленький миленький ручной пуховичок, которого не нужно запрягать зимой в санки и выгуливать часами, чтобы песик набегался. Как продукт селекции он пример одной из главных тенденций современного собаководства: погоня за экстерьером в ущерб рабочим качествам.
— Я вообще считаю, что кинология умерла в 1980-х, когда появился шоу-класс, — говорит Середа. — Если в СССР, скажем, немецкая овчарка была замечательной служакой, то сейчас это совсем другие, истеричные, собаки. Найти хороший рабочий экземпляр в настоящее время можно только в Германии, наверное.
Овчарку, к слову, проще всего «подделать» — выдать за нее похожего по расцветке щенка дворняги ничего не стоит. Что же касается собак молодых дизайнерских пород, то вместо того же нового помски покупателям часто втюхивают старых добрых шпицев. А, например, щенков булли (помесь бультерьера, американского бульдога, стаффордширского бультерьера, английского бульдога, питбуля и амстаффа) подменяют бульдогами.
Потомство на поток
— Если бы люди потрудились перед покупкой животного узнать про него побольше, их сложнее было бы обмануть, — уверен ветеринарный врач. — Вот, скажем, в Москве уже давно модно заводить мини-пигов. Они часто вырастают в больших белых русских свиней: люди просто не понимают, мини-пига им продают или обычного мясного поросенка.
Хотели одного питомца, а вырос другой. По мнению Середы, это не самая большая неприятность, которую способны доставить мошенники, делающие бизнес на братьях наших меньших. Хуже, когда крошечный комочек вырастает в животное с нестабильной психикой.
Такие, как правило, получаются из детенышей, которых называют изолянцами. Для мест, где их разводят, тоже есть специальный термин — собачьи (кошачьи) фермы.
— Если во времена СССР на обман с животными можно было напороться только на Птичьем рынке, то теперь — в каждой квартире. Когда кухарки, не имевшие специальных знаний и бесконечно далекие от генетики, но желающие легко заработать, занялись разведением животных, случилась беда, — рассказывает ветеринарный врач. — В погоне за наживой они заводят пару животных, сажают в клетку и колют гормонами. Таким образом, пара приносит потомство круглый год. Детенышей тоже держат в клетках, кормят самым дешевым кормом, не выпускают гулять, часто прививают просроченной вакциной. Живущие в таких условиях животные абсолютно не социализированные. Мошенникам главное — продать. Когда такие щенки и котята попадают «в мир», начинаются большие проблемы поведенческого характера. Они могут быть пугливыми, агрессивными, неадекватными. И с этим сложно что-то поделать. В моей практике был совершенно сумасшедший кот, который прожил 10 лет и все эти годы, когда люди были дома, прятался в шкафу.
Более того, массовое разведение домашних питомцев всеми кому не лень уже приводит к вырождению самых популярных пород. В итоге риск купить физически больное животное увеличивается с каждым годом. Из-за неграмотного скрещивания близкородственных и слабых особей обострились заболевания, к которым предрасположены те или иные породы. Мейн-куны, например, говорят специалисты, — сердечники, у доберманов страдают суставы, беда бультерьеров — слепота, все породы с приплюснутым носом задыхаются из-за узких ноздрей и в жару могут падать в обморок, у маленьких йорков проблемы с родами из-за слишком узкого таза и с зубами — из-за крошечной челюсти. И когда к разведению прикладывают руку случайные люди, которым лишь бы обогатиться, эти болячки проявляются чаще и интенсивнее. Ведь мошенникам не важна чистота породы: они без угрызений совести скрещивают даже больных животных, запрещенных к племенной работе. Денис Середа признался, что ушлые бизнесмены не раз предлагали ему деньги за то, чтобы он не упоминал «невыгодных» болячек породистых собак и котов в ветеринарных карточках.
— Если я не ошибаюсь, в Британии пока запретили разводить вислоухих кошек, — говорит врач. — Слишком много патологий прилипло к их чудесным вислым ушам.
Тоева дрожь
— Видели трясущихся мелкой дрожью тойтерьеров и йорков? — интересуется еще один ветеринар Светлана Янович. — Мы даже придумали термин для нее — «тоева дрожь». Это эмоциональное: стресс, страх. К сожалению, сейчас это уже считается нормой. Трясущиеся эти собаки были выведены на собачьих фермах, по полгода сидели полуголодные, запертыми в клетках. Но гораздо серьезнее, когда человек становится хозяином собаки крупной породы, скажем овчарки или добермана, с порушенной психикой. Их общение может закончиться серьезными покусами, а то и того хуже...
Ничего общего с добросовестными заводчиками «фермеры»-садисты, которых в ветеринарных кругах называют «разведенцами», не имеют. Однако отличить одних от других, если не проявить бдительность, бывает не так просто. Разведенцы искусно маскируются, создавая красочные сайты своих несуществующих питомников. По телефону мошенники почтительны и рассказывают о питомцах с упоением. Между тем есть один признак, по которому можно понять, что дело не чисто. Обманщик, продающий больных животных, никогда не покажет покупателю родителей щенка или котенка, а также условий, в которых малыши родились и жили.
— Если продавец предлагает встретиться в подъезде, где-нибудь на улице и не пускает в дом, ссылаясь на ремонт, агрессивную собаку или еще что-то, это повод задуматься, — предупреждает Денис Середа. — Добросовестный заводчик никогда так себя вести не будет. Поверив россказням, даже самым убедительным, вы рискуете купить животное, лечение которого влетит в копеечку. И нет гарантии, что питомец проживет долго.
Кроме того, как бы ни хотелось будущим владельцам породистых котят и щенков, у официалов нет серьезных поводов сбывать своих питомцев по дешевке. За хорошее животное просят хорошие деньги. Может быть, поэтому, по статистике, лишь половина тех, кто собирается завести себе питомца, обращаются к официалам.