Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

На какие уловки мошенников может попасть человек на улице? Полицейский с Петровки

На какие уловки мошенников может попасть человек на улице? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Венские стулья

Венские стулья

Заявление о пропаже человека

Заявление о пропаже человека

Булочные в Москве

Булочные в Москве

Роман Костомаров

Роман Костомаров

Азартные игры

Азартные игры

Разновидность скворечников

Разновидность скворечников

Град конечной цели

Общество

Жан-Поль Сартр (1905–1980) всю жизнь считал себя некрасивым. Это наложило отпечаток на его философские и литературные труды, политическую и общественную деятельность. Мнимую некрасивость он преодолевал жизнью «не по лжи», поиском гармонии в человеке и мире. Учение Сартра о свободе выбора – дорожная карта к внутренней красоте и ответственности личности перед обществом, преодолению экзистенциального одиночества, неизбежно испытываемого думающим человеком перед лицом жестокого, отвергающего логику и здравый смысл мира.

Сартр – писатель, философ, общественный деятель – один из последних приверженцев в европейской культуре лучших (свобода, равенство, братство) традиций Великой французской революции. Его сознание было последовательно травмировано: Первой мировой войной, унесшей жизни целого поколения молодых европейцев; экономическим кризисом конца двадцатых годов, когда на едва оправившуюся от разрухи Европу обрушились безработица и голод; Второй мировой войной (Сартр ушел в армию добровольцем), мгновенным разгромом Франции, десятимесячным пленом и жизнью в оккупированном Париже.

В двадцатых-тридцатых годах, когда в Европе набирал силу фашизм, многие видные деятели культуры (особенно во Франции) воспринимали СССР как единственную силу, способную противостоять этому злу. Ромен Роллан, Андре Жид, а после войны Альбер Камю и Жан-Поль Сартр если и не видели в СССР пример общественного и государственного устройства, признавали всемирное значение проводимого в нем социального эксперимента, какое-то время искренне верили в последующее (после победы над внешними и внутренними врагами) очеловечивание советской системы.

Разочарование, постигшее Сартра после подавления восстания в Венгрии (1956 год), введения войск в Чехословакию (1968), усугубило его пессимизм, как философа, писателя и «прогрессивного», как тогда писали в советских газетах, «деятеля культуры». Последней каплей стал суд над будущим лауреатом Нобелевской премии поэтом Иосифом Бродским, в защиту которого Сартр написал оставшееся без ответа письмо советским вождям.

Град конечной цели Сартр – писатель, философ, общественный деятель – один из последних приверженцев в европейской культуре лучших (свобода, равенство, братство) традиций Великой французской революции / Кадр из документального фильма из видео с youtube-канала «Студия Афина»

Сартр окончательно отделил советский вариант социализма от того, который существовал в его сознании. «Мы считаем, – писал Сартр в статье «Что такое литература?» – что социализм должен стать не конечной целью, а начальной или, если хотите, последним средством перед конечной целью. А конечной целью должна стать свобода человеческой личности. Этим объясняется необходимость двойного аспекта наших произведений. Они должны быть и отрицающими, и созидающими». Идеальный социализм, когда каждый выбирает свободу, а все вместе счастливы, Сартр определял как «Град конечной цели».

Отрицающее и созидающее понимание свободы личности заставило Сартра отказаться в 1964 году от присужденной ему Нобелевской премии по литературе. Он отрицал свою зависимость от любого государственного или общественного института.

Вклад Сартра в мировую философию весьма значителен. Его трактат «Бытие и ничто» никогда не потеряет своей актуальности. Как и роман «Тошнота», где тема интеллектуального и социального одиночества мыслящего человека тридцатых годов доведена до абсурда. Но самым живым и понятным массовому читателю произведением Сартра остается повесть о детстве «Слова». Одна ее часть называется «Читать», другая – «Писать». В два эти слова умещается вся жизнь упрямо стремившегося добраться до «Града конечной цели» Жана-Поля Сартра.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.