Исцеление ослепших: православные чествуют икону Озерянской Божией матери
Написаная в южной России в XVII — начале XVIII веков икона считается покровительницей Харькова и всей Слобожанщины, а также почитается чудотворной. Ее воздействию приписывают многие исцеления больных.
Православный мир южнорусских и украинских земель 12 ноября чествует день чудотворного образа Озерянской Божией матери. В документальных источниках упоминание этой иконы прослеживается с начала XVIII века, но написана она могла быть и несколько ранее. О стиле письма этого образа говорится в дореволюционном издании «История города Харькова за 250 лет его существования»: «Письмо, как справедливо замечает преосвящ. Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного, южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигур грубые, краска обычная в памятниках южно-русских для XVII–XVIII в. — красная, голубая».
Икона представляет собой тип Одигитрии, и ее оригинал уже в XIX веке был сильно пострадавшим, но характерные особенности изображения угадывались, и с иконы делались списки (копии). Некоторые были «по мотивам», с сильным влиянием европейских канонов, другие старались сохранить южнорусскую стилистику. Несколько списков были признаны официальными и освящены. Они также почитаются чудотворными, и к ним идут паломники. А сам оригинал был утерян в 1930-х годах во время гонений на церковь.
Документированное чудотворство Озерянского образа началось еще в XVIII веке: наместник Святогорского Успенского монастыря Севастиан Юхновский больным пришел в Озерянку поклониться иконе и излечился. В благодарность он помог местному священнику основать возле Озерянки монастырь, просуществовавший около 80 лет. Затем было задокументировано много случаев излечения паломников, пришедших поклониться иконе, в большинстве случаев прозревали ослепшие и излечивались люди с болезнями конечностей.
При Екатерине Великой система монастырей на юге страны и в Слободской Украине была реформирована, озерянская пустынь упразднена, а чудотворная икона перенесена в Харьков. Потом она возвращалась в озерянские храмы, снова переносилась в Харьков, и так несколько раз. Сейчас от иконы осталось два канонических списка, один хранятся в Харькове, другой в Свято-Озерянском храме на Холодной горе.