Вторник 11 декабря, 06:12
Снегопад 0°
Город

Раис Чигликов: Чтобы понять, хороший асфальт или нет, надо быть специалистом

Первый заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"
Первый заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"
Первый заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов рассказал «Вечерке» об итогах сезона дорожных работ, почему асфальт кладут зимой и можно ли определить качество дорожного покрытия, не будучи экспертом.

— Раис Ринатович, каковы общие итоги сезона дорожных работ? Можно ли выделить особо трудозатратные объекты?

— Общий объем работ в Москве в этом году составил свыше 23 миллионов квадратных метров. Из них силами ГБУ «Автомобильные дороги» отремонтировано порядка 17,7 млн кв. м дорожного покрытия. В эту цифру вошли работы почти по тысяче объектов дорожного хозяйства. Как и каждый год, программа ремонта состояла из автомобильных дорог, магистралей, объектов окружного и районного значения. Из магистралей города работы проводились, в частности, на участках МКАД и ТТК, на Ленинградском проспекте от площади Тверской заставы до Третьего транспортного кольца, а также на участках Можайского, Дмитровского, Каширского шоссе и др.

Из наиболее запоминающихся и сложных объектов можно назвать Рублевское шоссе, где был установлен значительный объем бордюрного камня нестандартного размера. Протяженность объекта составила 7,2 километра, общая площадь отремонтированого покрытия — почти 370 тысяч кв. метров.

— Расскажите подробнее об этих широких бордюрах. Чем они лучше обычных?

— Ширина такого бордюрного камня — 400 миллиметров. Он одновременно выполняет функцию технического тротуара. Для общего положительного визуального восприятия мы устанавливали этот бордюр не только на участках, где проезжая часть примыкает к газону, а по всей длине объекта.

— Технический тротуар — это маленькая тропинка между бордюром и газоном? Зачем он нужен?

— Он нужен, чтобы пешеходы и рабочие технических служб могли передвигаться вдоль проезжей части не по газону, сугробам или размокшему грунту, а по безопасному ровному покрытию.

— Почему устанавливать широкий бордюрный камень выгоднее, чем мостить технический тротуар плиткой?

— Плитка подвержена износу. К сожалению, ни один бетон не может противостоять механическим нагрузкам от уборочной техники, противогололедным материалам и другим внешним воздействиям. Основание технического тротуара порой дает просадки, поскольку городские улицы отличаются от федеральных трасс: в теле дороги проложено огромное количество коммуникаций. В случае с более широким бордюрным камнем нам не придется постоянно восстанавливать технический тротуар.

— Чем дорожные работы сегодня отличаются от работ, проводимых, скажем, восемь лет назад? Какие технологии появились и зарекомендовали себя за это время?

— Значительно увеличилось использование щебеночно-мастичной смеси. Если восемь лет назад это был очень незначительный процент, то теперь он растет с каждым годом. Такая смесь наиболее устойчива к механическим деформациям — основной причине возникновения колейности или других видов разрушения асфальтобетона.

Года два назад мы начали эксперимент по использованию битумных лент, и они себя оправдали. Ленты помогают избежать разрушения на стыках покрытия, уложенного в разное время, либо на примыкании покрытия к элементам люкового хозяйства: водосточным решеткам, смотровым колодцам.

Также сегодня применяется изолон — специальная демпфирующая прокладка между бордюрными камнями. Она позволяет противостоять физическому воздействию на материал в момент наезда тяжелой техники, а также температурным деформациям в период переходов температуры через нулевую отметку. А кроме того, изолон выглядит более привлекательно, чем расшивка цементобетоном, которая применялась ранее.



— Часто ли происходит так, что асфальт разрушается еще до истечения гарантийного срока? Как действуете в этом случае?

— Количество гарантийных случаев разрушения асфальта за последние годы сведено к минимуму за счет жесткого контроля при приемке работ различными государственными структурами, такими как ГКУ «Экспертавтодор» и дорожная инспекция Объединения административно-технических инспекций. Комплексная приемка не позволяет подрядчику сдать некачественно выполненную работу.

Качественно выполненные объекты выдерживают гарантийный срок в три года. Если возникает необходимость провести работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия в течение этого срока, то в адрес организации направляются требования о необходимости устранения недостатков.

— И как в большинстве своем подрядчики реагируют на такие предписания?

— У нас не было случаев, чтобы организации отказывались от выполнения работ, нет практики судебных тяжб. Подрядчики, как правило, абсолютно адекватно реагируют на все наши предписания, оперативно устраняют замечания в течение всего гарантийного срока, ликвидируют все недостатки за свой счет. Эти требования касаются как покрытия, так и всего инженерного комплекса работ, включающего установку бордюров, фрезерование, нанесение разметки, локальный ремонт объектов люкового хозяйства.

— Если на дороге появилась яма, а на дворе зима, что делать?

— Россия — это все-таки северная страна. У нас огромное значение имеют погодные условия, в которые мы можем производить работы. Условно сезон дорожных работ для центральной России — это период с середины апреля до середины октября. Конечно, возможны отклонения: более раннее начало или более позднее завершение. Если до середины декабря будут стоят положительные температуры и не будет осадков, мы будем продолжать работать.

В течение всего года проводится ремонт дорожного покрытия в рамках содержания, который выполняет балансодержатель дороги. Когда наступают постоянные отрицательные температуры, этот ремонт выполняется с помощью технологии литого асфальта. Если обычные смеси подразумевают укладку при температуре 130–140 градусов, то литой асфальтобетон имеет температуру более 200 градусов и повышенное содержание битума. Литой асфальт — это вынужденная мера на период такой погоды, которая не позволяет выполнять работу, используя стандартную смесь.

— Часто можно слышать возмущение граждан, увидевших, как асфальт кладут во влажную погоду. Даже если асфальт литой, разве так можно делать?

— Представим ситуацию, когда возникает разрушение асфальтобетонного покрытия. Оставлять его и ждать хорошей погоды мы не можем, чтобы не создавать угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. В этом случае выполняется ямочный ремонт, как раз при помощи литого асфальта. На место приезжает бригада, зона разрушения огораживается. Обязательно вырубается прямоугольная или квадратная карта, которая прочищается, после чего заливается литым асфальтобетоном. В течение 15–20 минут он формируется, ограждение снимается, и данный участок дороги может функционировать не менее года, а может быть, и больше — вплоть до проведения текущего ремонта большими картами на данном объекте.

Укладка асфальта Фото: Алексей Иванов, "Вечерняя Москва"

— И еще один вопрос, который часто задают читатели: «У меня под окном был и так хороший асфальт, а его заменили. Зачем?»

— Чтобы понять, хороший асфальт или нет, нужно быть специалистом. Вполне вероятно, что под окнами ваших читателей асфальт неплохой, но в ста метрах могут начаться масштабные разрушения. Мы понимаем, что у нас не будет возможности проконтролировать эти разрушения и исправить их зимой в рамках ямочного ремонта. Мы должны принять превентивные меры. Потому в этом вопросе нужно полагаться на мнение профессионалов. Есть дефекты, которые неразбирающийся человек не определит.

К примеру, на интенсивных участках дороги колея увеличивается на сантиметр в год. За три года может образоваться колея в три сантиметра, кто-то ее увидит, а кто-то даже не почувствует. Тем более образуется она либо в левых, скоростных полосах, либо, наоборот, в правых, где идет тяжелая грузовая техника и общественный транспорт. А человек привык ездить в средней полосе каждый день и не понимает, почему на этом участке собираются менять асфальт, он же хороший.

В разных случаях решения по ремонту принимаются по разным причинам, но это всегда взвешенные решения с учетом массы факторов.

— Как формируется программа на сезон?

— Осенью, обычно в октябре — ноябре, каждый из балансодержателей дорожного хозяйства проводит обследование совместно с представителями дорожной инспекции ОАТИ, сотрудниками ГИБДД, специалистами «Экспертавтодора». В ходе комиссионного обследования определяются потенциальные объекты, которые могут попасть в программу текущего ремонта большими картами на следующий сезон. Составляется предварительная программа.

Зима может вносить определенные коррективы, так как в это время года асфальт всегда разрушается интенсивнее за счет температурной деформации, особенно при постоянных переходах температуры через нулевую отметку, ведь при замерзании объем воды увеличивается на 9 процентов.

Весной мы проводим повторное комиссионное обследование. Составленный осенью график корректируется и утверждается к марту — началу апреля. С наступлением постоянно положительных температур специалисты Комплекса городского хозяйства приступают к ремонту дорог в городе.

Первый заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER