Сергей Собянин открыл объединенную диспетчерскую «Московских кабельных сетей»
В четверг, 15 ноября, мэр Москвы Сергей Собянин открыл объединенный центральный диспетчерский пункт филиала ПАО "МОЭСК" – «Московские кабельные сети». Свыше 63 тысяч километров подземных кабельных линий теперь как на ладони. В "доцифровую" эпоху этим огромным хозяйством было физически невозможно управлять из единого центра. А теперь благодаря внедрению современных технологий создан единый диспетчерский пункт, о чем мэр столицы сообщил в своем официальном Твиттер-аккаунте:
В "Московских кабельных сетях" появился единый диспетчерский пункт. До прихода "цифры" управлять огромным хозяйством, в котором 63 тыс км подземных кабельных линий, было очень сложно. Теперь все видно на экранах, и время на устранение проблем в сетях сократится на треть. pic.twitter.com/LJtScvFnmf
— Сергей Собянин (@MosSobyanin) 15 ноября 2018 г.
Боткинская больница, тоннели метро, детские сады и школы, дома и другие важные сооружения — от их бесперебойного энергоснабжения зависит полноценная жизнь огромного мегаполиса. Управлять такой системой стало проще: любой объект можно вывести на экран, проверить состояние его сетей и в случае необходимости как можно скорее направить аварийную бригаду.
— Это важный этап работы, который позволяет более оперативно реагировать на вызовы в городе. Благодаря этому энергетики смогут повысить надежность работы сетей и сократить время реагирования на различные инциденты, — отметил Сергей Собянин. Он поблагодарил главу «Россетей» Павла Ливинского и генерального директора ПАО «МОЭСК» Петра Синютина за реализацию проекта. — Это действительно большой шаг вперед.
По словам Сергея Собянина, цифровизация московской энергетики является одним из важных проектов создания «умного города».
— До конца 2023 года мы полностью переведем сетевой комплекс Москвы на цифровой режим работы, — пообещал Павел Ливинский. — Сейчас мы смогли реализовать один из важнейших этапов, когда от питающего центра до распределительных центров всю поступающую информацию объединили в одну систему. Так появился единый диспетчерский пункт на Садовнической, 36.
«Умные электросети» будут надежнее, экономичнее и дешевле в эксплуатации по сравнению с традиционными сетями. Как отметил Петр Синютин, новый центр объединил 1900 распределительных пунктов. Он напомнил историю: традиционно для управления сетевым хозяйством создается единый диспетчерский пункт, в который стекается информация о состоянии сетей, и где принимаются оперативные решения по переключению нагрузки, направлению ремонтных бригад для устранения неисправностей и т.п.
Центральным элементом диспетчерского пункта является мнемощит — размещенная на стене схема электросетевого хозяйства, на которой с помощью различных символов отображается актуальная ситуация на каждом участке сети. На традиционном механическом мнемощите изменения вносятся диспетчерами вручную. Однако в Москве с ее огромным сетевым хозяйством в свое время просто не удалось создать единый мнемощит, который мог бы адекватно отражать ситуацию. Поэтому 33 года назад энергетикам пришлось разделить схему на два мнемощита, которые находились в разных помещениях, и, соответственно, создать два диспетчерских пункта.
Только в наше время развитие современных цифровых технологий позволило вернуться к концепции единого центра управления.
— А следующий слой — это трансформаторы, которых в Москве более 15 тысяч. И следующий этап работы — дойти до них, объединить 26 диспетчерских в одну производственную службу, — мэр показал точное владение информацией.
Как добавил Петр Синютин, для этого потребуется два — три года. При реализации следующего этапа системы «умных сетей» сотрудники диспетчерского пункта будут получать максимально точную информацию о месте и масштабах произошедшего инцидента, а специальный аппаратный комплекс «советчик диспетчера» поможет выбрать оптимальный и самый быстрый способ дистанционной локализации участка, на котором произошел сбой.
— Хотя уже сейчас наши аварийные бригады приезжают вдвое быстрее, нежели в среднем по России. На устранение аварии уходит 26 минут, это рекорд по России, — сказал Петр Синютин. — О таких ситуациях диспетчеру уже сейчас известно, стоит только навести мышку на конкретный объект.
Совсем скоро получив от диспетчера информацию о произошедшем инциденте, электромонтеры не будут тратить время на поиск поврежденного участка и смогут сразу по прибытии на место приступить к устранению неисправности.
— На вызов прибудет ближе всех расположенная бригада, — добавил Петр Синютин. — Маршрут им предложит система, 20 минут, и машина будет на месте.
Применение цифровых технологий не только повысит уровень наблюдаемости и управляемости электрическими сетями Москвы, но и позволит значительно снизить уровень потерь на коммуникациях.
В перспективе на базе «цифрового района» будет создана система прогнозирования возможных технологических нарушений для проведения упреждающего ремонта и технического обслуживания.
— Уже не человек будет контролировать ситуацию на сетях, на переносное портативное устройство — планшет, придет сообщение об аварии, — объяснил Павел Ливинский. — «Умная система» сама проконтролирует ход выполнения работ.
В настоящее время пилотный проект создания «Цифрового района электрических сетей» реализуется на территории Северо-Западного округа города. До конца 2024 года цифровые районы электрических сетей появятся во всех округах Москвы.