Почему раз в год пятница становится «черной»
Откуда пришла к нам идея устраивать грандиозные распродажи в межсезонье и за что день, когда можно приобрести желаемое по значительно более низкой цене, получил такое невеселое название?
Почему так мрачно?
Традиции устраивать «черную пятницу», пришедшей к нам из Соединённых Штатов Америки, уже полвека. В США она следует за Днем благодарения, который отмечается в последний четверг третьего месяца осени и приходится на временной отрезок с 23 по 29 ноября. С этого момента начинается череда рождественских распродаж и праздников, который продлятся вплоть до Нового года.
Далеко не всем этот день сулит радость от выгодных покупок. Для многочисленных служащих, в числе которых сотрудники правоохранительных органов, уборщики и продавцы, он становится настоящей головной болью. Торговые точки открывают свои двери для толп посетителей намного раньше привычного — в 4–5 утра. Люди занимают очереди еще с предыдущего вечера в надежде урвать самое «вкусное». Большое скопление охотников за уцененным товаром, подобно цунами, врывается в зал и сметает все на своем пути.
Доходит до смешного: например, женщины набирают по несколько свадебных платьев, вовсе не собираясь выходить замуж, а мужчины, до этого рыбу видевшие только в жареном виде, скупают рыболовные снасти.
Но не все так безобидно и весело. Увы, не обходится и без трагедий. Случаи, когда в образовавшейся давке гибли люди, к сожалению, не единичны. Бывало, что в ход шло и огнестрельное оружие. В 2010 году в сети универмагов Wal-Mart погибло 10 и пострадало более 100 человек!
Ажиотаж вокруг наиболее «лакомых» ценников периодически приводит к беспорядкам, требующим вмешательства полиции. Однажды из супермаркета в Лос-Анджелесе пришлось эвакуировать сотни клиентов из-за того, что одна дама распылила содержимое перцового баллончика в надежде первой добраться до игровой приставки известной марки. Это не говоря уже о жутких пробках на дорогах с раннего утра и до поздней ночи!
Помимо скидочных пятниц, Америка знавала и другие «чёрные» дни недели. К примеру, с 24 октября 1929 года (четверг) начался печально известный период затяжного финансового кризиса, именуемого Великой депрессией, а через некоторое время случился знаменитый вторник, который ознаменовался рекордным падением акций на фондовой бирже. Еще раньше, в 1869-м, случился самый крупный в истории обвал на рыке золота. По одной из версий, именно 24 сентября того года долгое время носило название «чёрной пятницы».
В одних источниках упоминалось, что прозвище появилось из-за того, что торговля начиналась задолго до рассвета и заканчивалась уже после заката. В других говорилось, что бухгалтерские книги покрывались текстом, написанным чёрными чернилами, что свидетельствовало о сверхприбылях, ведь красной ручкой принято записывать расходы.
Правда или обман?
В нашей стране предрождественские распродажи стали устраивать пять лет назад, и этот обычай очень приглянулся российским покупателям. Впрочем, многие не верят в сказочную щедрость предпринимателей. Как же удостовериться в том, что бизнесмены не дурят нашего брата и действительно умеряют свои аппетиты?
Каждый ретейлер определяет период проведения акции и ее условия на свое усмотрение. Некоторые даже отдельным пунктом устанавливают мораторий на искусственные скидки, то есть запрещают намеренно предварительно повышать цену, чтобы потом указать на ценнике куда более скромную.
Если вы запланировали крупную покупку и подгадываете ее именно к «чёрной пятнице», то имеет смысл заранее ознакомиться с ее стоимостью в магазине или, сидя на любимом диване, на специальных сервисах, предоставляемых крупными браузерами. Там же можно почитать подробное описание и даже посмотреть график изменения стоимости за последние 6 месяцев и понять, когда она будет самой низкой.
Как не переборщить?
Когда мы попадаем в торговый центр в сезон распродаж, велик соблазн накупить лишнего и зачастую ненужного, окончательно выйдя за рамки разумного потребления. Чтобы семейный бюджет не пострадал от вашего стремления сэкономить, достаточно соблюдать некоторые простые правила.
Семь раз отмерь. Взвесьте все за и против, чтобы еще раз убедиться, что вам нравится и нужна именно сама вещь, а не скидка на нее.
Определитесь с целями, суммой и временем, которые планируете потратить. Не выбивайтесь из плана и придерживайтесь составленного списка необходимых покупок.
«Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Послушайте старика Ротшильда и не набивайте тележку второсортным одноразовым барахлом. Выбирайте качество, а не количество.
Не меняйте своих решений. Если вы заранее определились с тем, чего хотите, а оно закончилось, то не нужно приобретать абы что, лишь бы не вернуться домой с пустыми руками. Попросите консультантов проверить наличие на складе или в других точках.
Никаких «на вырост» или «буду носить, когда похудею». Момент может так и не наступить, а деньги будут потрачены впустую.
Долой ложную скромность! Вы не обязаны совершать покупку, только чтобы угодить продавцу, который вас обслуживал. Даже если он делал это очень профессионально.
Не отрывайте бирки, едва вернувшись с шопинга. Примерьте очередные джинсы на следующий день. Если что, у вас будет возможность сдать их обратно. Интересно, что в Америке это считается едва ли не дурным тоном, поэтому процент возврата в эти дни совсем невелик. Не переживайте, у нас никто на вас косо не посмотрит. Не все традиции пока успели прижиться.
Осталось собрать волю в кулак и не поддаваться искушениям. Не теряйте голову и не совершайте импульсивных покупок, и тогда «черная пятница» станет для вас одним из любимых дней в году. Happy Black Friday!