Суббота 15 декабря, 03:12
Небольшой Снегопад -2°
Город

Пресс-показ спектакля Андрея Максимова состоялся в театре Вахтангова

Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины
Фото: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова
Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины
Фото: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

В Театре имени Евгения Вахтангова состоялся пресс-показ спектакля известного телеведущего Андрея Максимова «Брюсов переулок» с подзаголовком «Фантазия по произведениям Валерия Брюсова».

Собственно этот подзаголовок и привлек мое внимание. Хотелось увидеть материализованные впечатления современника от чтения произведений одного из основоположников русского символизма, который когда-то владел сердцами и умами творческой молодежи.

Однако представленное на сцене не совсем соответствовало моим ожиданиям  в части содержания, но режиссерское решение, подбор актеров вызывали живой интерес. Прежде всего, потому, что во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора… а еще – эгоцентрика, декадента, эротомана…

Действие спектакля развивается то медленно – будто на кадрах замедленной съемки, то неудержимо быстро, как на скачках, которыми будущий символист увлекался в юности по наущению отца, просадившего все состояние на тотализаторе.

Артисты исполняли свои роли то по «школе Вахтангова»; то с заламыванием рук, как в немом кино; то по Брюсову – в духе эстетики русского символизма, использовавшего слова как эмоциональные жесты, а не как знаки с четким значением.

«Брюсов переулок» – несомненная удача режиссера и актеров во главе с Ольгой Тумайкиной и хорошее пополнение афиши Вахтанговского театра Фото: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

Идею виртуального зеркала, отделяющего сцену от зрительного зала, зеркала, с которым постоянно общается Героиня, режиссер Максимов счастливо позаимствовал  из рассказа Брюсова «В зеркале» с подзаголовком «Из архива психиатра», который начинается словами: «Я зеркала полюбила с самых ранних лет…  Эта вывернутая действительность, отделенная от нас гладкой поверхностью стекла, почему-то недоступная осязанию, влекла меня к себе, притягивала, как бездна, как тайна».

Теперь о самой пьесе. В ее основу положена повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины», впервые опубликованная в журнале «Русская мысль» в 1910 году. Из-за этой повести, объявленной Цензурным комитетом безнравственной,  номер журнала был арестован. Правда, скоро  судебное  преследование было отменено.

«Почему какие-то гг. цензоры лучше меня знают, что можно читать русской  публике и что не  должно?! – с возмущением писал Брюсов редактору журнала Петру Струве. – И почему  моя повесть,  написанная серьезно, строго, иронически, есть преступление  против  нравственности, тогда как сотни томов, определенно порнографических, мирно продаются в книжных  магазинах  с одобрения Комитета?!» А дальше уже в манере доносительства: «Все последние романы Арцыбашева, Каменского и всех, иже с ними, а частью также и Куприна, переполнены такими сценами, перед которыми моя повесть – верх скромности и целомудренности».

Начинается спектакль словами, взятыми из другого рассказа Брюсова «Теперь, – когда я проснулся…» с подзаголовком «Записки психопата»: «Я полагаю, что человек в своем первобытном состоянии может жаждать лишь одного – мучить себе подобных». Произнесенные Следователем, слова эти становятся камертоном происходящего.

В спектакле есть несколько «кукишей в кармане», адресованных нынешней власти, но звучат они так мягко и незлобливо, особенно на фоне того, что можно увидеть или прочитать в СМИ, что вряд ли кто-либо обратит на них внимание.

А вообще, мне кажется, вся эта история не просто  о любви, а о любви Роковой женщины. И появилась она не просто, а стала продолжением темы, которая волнует писателя Андрея Максимова давно  и,  думаю, надолго. Весной сразу вышли три его книги на эту тему: антология поэзии о любви ХХ века «Любимая, люби меня», роман «Так любят люди» и сборник собственных стихотворений «Любовь и другие подробности».

Во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора Фото: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

К тому же прообразом Брюсовской Натальи многие его современники считали Марию Тарновскую, входящую в число признанных роковых женщин России наряду с Верой Холодной, Галой Дали, Еленой Сергеевной Шиловской, Зинаидой Райх, Лилей Брик…

Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины: таинственной и непредсказуемой, слабой и сильной, манящей и зовущей, притягательной и отталкивающей, умеющей любить и играть в любовь, но всегда желанной для мужчин, которые испытывают к ней страсть с первого взгляда.

У Героини достойная свита из замечательных партнеров. Это – артистичный Игорь Карташев в роли немолодого художника, Юрий Поляк,  блестяще сыгравший пылко влюбленного юношу, Виталийс Семеновс в роли сурового Следователя с жаждущей любви душой, и наконец Екатерина Крамзина, сыгравшая одинокую, мечтающую о счастье и понимании кузину Лидочку.

«Брюсов переулок» – несомненная удача режиссера и актеров во главе с Ольгой Тумайкиной и хорошее пополнение афиши Вахтанговского театра.

Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины
Фото: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER