Вторник 11 декабря, 12:12
Небольшой Снегопад + 1°
Город

Перекроет ли Украина Босфор для России

Украина будет требовать у Турции перекрыть Босфор, соединяющий Черное море с Мраморным, являющимся, в свою очередь, частью Средиземноморского бассейна, для России.

Об этом заявил командующий ВМС Украины Игорь Воронченко. Причина, по его словам, в якобы "агрессивных" действиях России в Керченском проливе. Преуспеет ли Украина в этом?

Адмирал Воронченко ссылается на 19-й пункт конвенции Монтре 1936 года, которая устанавливает режим прохождения судами черноморских проливов, действительно вверив право устанавливать конкретные условия прохождения проливов Турции – как для мирных судов, так и для военных. Однако в Конвенции Монтре есть, кроме 19-го пункта, еще и другие. Например, статья 2 Конвенции гласит, что «все коммерческие суда имеют полную свободу судоходства, как днем, так и ночью, под любым флагом, с любым грузом и без прохождения всяких формальностей». Это к вопросу о рассуждениях некоторых, которые уже предрекли катастрофу России с ее зерновым экспортом в случае перекрытия Босфора. Почти весь этот экспорт идет через порт Новороссийска.

В случае, если Турция становится в какое-то время «воюющей стороной», то она должна предоставлять право прохода только ночью через проливы судам нейтральных или ей дружественных стран, и только по маршруту, который укажут турецкие власти. Если же Турция еще не является воюющей стороной, но уже находится «под непосредственной угрозой вступления в войну», то она обязана предоставлять право свободного прохода всем судам как днем, так и ночью по маршруту, который укажут турецкие власти. Так что, как говорится, все ходы записаны.

При этом Турция не является сейчас воюющей стороной, тем более с Россией. Она также не находится под угрозой вступить в войну. Теоретически она могла бы трактовать так ситуацию осенью 2015 года, когда был сбит российский Су-24 и отношения между двумя странами сильно испортились. Тогда, кстати, многие всерьез рассуждали о возможности перекрытия Босфора. Однако даже тогда Анкара с ходу отмела такую возможность, подтвердив намерение жестко следовать положениям Конвенции Монтре. Впрочем, тогда же, на фоне ухудшения отношений с Москвой, российские грузовые суда, в том числе с военными грузами для Сирии, часами ждали своей очереди для прохождения Босфора, поскольку именно турецкие власти определяют такую очередность.

Малые бронированные артиллерийские катера "Бердянск" и "Никополь" (слева) и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, задержанные пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России, в порту Керчи Фото: Пресс-служба пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым

Прохождение военных судов регулируется отдельно. Может, Украина попытается добиться успеха в борьбе против России хотя бы в этой части? Так вот, в той же конвенции сказано, что в мирное время прохождение всех военных судов малого и среднего класса для всех держав через проливы осуществляется свободно. Крупные суда таких стран могут проходить через проливы в Черное море по разрешению Турции, но оставаться в Черном море они постоянно не могут (время пребывания ограничено) – только на ротационной основе. Что касается военных судов, принадлежащих причерноморским странам, к которым относятся теперь Россия и Украина, а раньше СССР, то они имеют право свободного прохождения проливов военными судами любого класса, но при условии, что эти суда будут следовать по одному и в сопровождении не более чем двух эсминцев. В военное время все вопросы прохождения военных судов решаются турецкими властями по их усмотрению. Сейчас все же не война.

После Второй мировой войны Анкара предприняла несколько попыток ужесточить правила прохождения через проливы. Так, в 1982 году она попыталась в одностороннем порядке расширить акваторию порта Стамбула с тем, чтобы «перекрыть» акваторию, которая регулируется Конвенцией 1936 года. Однако под давлением критики со стороны всех своих соседей была вынуждена отступить. В 1994 году Турция в одностороннем порядке приняла новые морские правила навигации в проливах, которые содержали ряд бюрократических трудностей для иностранных судов. Однако в целом Конвенция Монтре остается в силе, и Украине одной не по силам изменить это положение. Если же такая попытка будет предпринята с помощью других – куда более влиятельных – западных держав, то это вернет нас во времена, когда Россия уже воевала, и не раз, за свободу судоходства для своих судов через Босфор и Дарданеллы.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER