Лицо в фокусе: зачем москвичам нужна новая система безопасности на ЦППК
Турникеты двух железнодорожных станций в Москве оснастили системой распознавания лиц, которая в перспективе позволит пассажирам, имеющим проездной или абонемент, проходить, не предъявляя билет. Директор института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин считает, что внедрение таких технологий на загруженных станциях будет эффективным с точки зрения экономии времени.
Пока экспериментальные системы на Киевском вокзале и транспортно-пересадочном узле "Солнечная" распознают только лица сотрудников Центральной пригородной пассажирской компании. Однако предполагается, что в будущем пассажиры, давшие согласие на считывание их биометрических данных и купившие билет, смогут проходить через турникеты быстрее. Система сама будет определять, что у гражданина есть билет, и пропускать пассажира.
Сколько времени уходит на то, чтобы достать из кармана проездной и приложить его к турникету? Одна, две, три секунды? Оправдано ли оснащение турникетов сложными системами, и так ли они сложны на самом деле? Михаил Блинки считает, что эффект будет ощутимым.
- Есть транспортные узлы, где небольшой выигрыш (во времени - прим. "ВМ") имеет смысл. Десять лет назад эта задача носила характер хай-тека, сегодня это уже не так, - отметил Блинкин. - Если есть недорогое устройство, надо его опробовать.
Действительно, если раньше распознавание лиц расценивалось как сюжет для антиутопичной фантастики, то сегодня определять лицо хозяина умеют даже некоторые смартфоны.
Естественно, если на станции четыре пассажира, в системе нет смысла. Но, скажем, на Каланчевской, где есть поток, где народ сходит с электрички и идет к метро "Комсомольская", это будет очень существенно. Если для одного человека проход сделают чуть-чуть быстрее, хотя бы на секунду, то при проходе трех тысяч человек будет сэкономлен час.
Как и в случае со всеми технологичными новинками возникает вопрос: а будет ли система работать? Часто ли будут происходить сбои? К примеру, некоторые владельцы смартфонов столкнулись с тем, что не могут его разблокировать после того, как отрастили или сбрили бороду.
- Если отрастил бороду, придется достать транспортную карту из кармана и пройти второй раз. Думаю. это никого не затруднит, - сказал Михаил Блинкин.
Более того, в перспективе система распознавания лиц может быть одним из инструментов обеспечения безопасности, как это происходит с камерами видеонаблюдения на московских улицах и в метро.