Понедельник 17 декабря, 11:12
Туман -16°
Город

Танго, которое перевернуло мир

Художественный руководитель-директор ГЛААНТ Елена Щербакова
Фото: Предоставлено пресс-службой
Художественный руководитель-директор ГЛААНТ Елена Щербакова
Фото: Предоставлено пресс-службой
Новая постановка балета имени Игоря Моисеева — это риск. Но она того стоила. 5 декабрь Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца (ГААНТ) имени Игоря Моисеева исполняется 75 лет. Все для фронта, все для победы: в 1943 году стране было не до танцев, но советское правительство все же открыло школу, чтобы воспитывать танцовщиков специально для уникального моисеевского коллектива. История и победы, гордость и разочарование — в интервью художественного руководителя-директора ГЛААНТ Елены Щербаковой.

Первое, что хочется про нее сказать: «Елена Александровна — человек увлеченный». Но этих слов катастрофически недостаточно, чтобы описать ту энергию и, если хотите, страсть, с которой эта строгая, прямолинейная и талантливая женщина руководит ансамблем. Да и «руководит» — какое-то неподходящее применительно к ней слово, безэмоциональное, куцее. Елена Щербакова  живет ансамблем имени Моисеева, дышит им, болеет.

— Елена Александровна, в каждом своем интервью вы рассказываете об уникальности коллектива, которым руководите. Гордитесь тем, что судьба связала вас с балетом Моисеева?

Балет Моисеева — первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, и уже в силу этого он уникальный. Кто-то скажет: что особенного в народном танце, люди испокон веку выражали себя в танце. Но в том-то и дело, что не все — одинаково. Где трава сочнее, солнце, виноград и вино, там танцы темпераментнее, в Сибири же — иначе, в Поморье — не так, как на юге и на востоке. Нет похожих танцев, как нет одинаковых народов. Игорь Моисеев это понимал как никто другой, тщательно изучал фольклор и на основе изученного создал новый жанр народно-сценической хореографии.

А вместе с ним и ансамбль, репертуар которого благодаря Моисееву похож на собрание сочинений танцев народов мира.

Дата рождения ансамбля — 1937 год, а спустя шесть лет — в военном, 1943 году Игорь Александрович убеждает советское правительство в том, что нужна еще и школа, где будут готовить артистов для нового коллектива. И школу, несмотря на тяжелое для страны время, открывают! Ей в нынешнем году исполняется 75 лет. Нашу школу можно назвать хранилищем методики великого хореографа-первооткрывателя.

Вот и скажите, разве такой историей, тем, что довелось работать с таким Мастером, можно не гордиться? Я пришла в ансамбль сразу по окончании училища Большого театра, мне было 16 лет, и как артистку меня воспитал Игорь Александрович Моисеев. Вся жизнь прошла в ансамбле, в 1994 году стала директором, на эту должность меня выбрал сам Моисеев. Мы не фольклорный коллектив, а театр танца. Не случайно во всем мире нас называют «Балет Игоря Моисеева». То, что делаем мы, не делает никто.

— Судя по всему, ансамбль ревностно хранит наследие Моисеева?

Ревность здесь — не то слово. Лучше сказать — сознательно. Игорь Моисеев — ровесник века. Его выдворили из Большого театра, где он начал ставить балеты в 24 года (случай беспрецедентный), боялись, что в цитадели академического классического балета он устроит настоящую революцию. Так, как он чувствовал время и реагировал в творчестве на его перемены, не умел никто. Он прожил 101,5 года, непрерывно работая. Конечно, Моисеев — гений.

Ни на кого не похож. Он никуда не уехал, материальное его не волновало. Только творчество, которое всегда стояло особняком, как в классике, так и в народном танце.

Моисеевцы — это отдельный народ, народ, увлеченный делом Мастера. Мы бережно и скрупулезно относимся к наследию Игоря Александровича. Ничего не меняем в его постановках, передаем их из поколения в поколение. Но сохраняя хореографический текст, допускаем новое в исполнительских трактовках, ведь Моисеев ценил актерские индивидуальности, считал артиста сотворцом хореографа. Поэтому его наследие — живое, а не музей.

— Расскажите подробнее о школе при ансамбле.

Наша школа небольшая. Она и не может быть большой — совсем не нужно, чтобы весь мир танцевал, как ансамбль Игоря Моисеева. Наша школа государственная, поэтому бесплатная.

Мы набираем 25 мальчиков и 25 девочек в возрасте 12–13 лет, один класс. Хотя это, честно сказать, много. Потому что больше десяти человек одновременно учить балету недопустимо.

Хореографическая картина «Футбол» в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Фото: Предоставлено пресс-службой

Дети обучаются пять лет, лучшие попадают в ансамбль, остальных с удовольствием берут в другие коллективы. Образование — разностороннее: классический и народный танец, исторический танец и акробатика, литература, игра на разных музыкальных инструментах, история балета, история музыки, история ансамбля (предмет, который ввел сам Игорь Моисеев, чтобы подрастающее поколение знало своих предшественников). Учим молодежь жить в современном обществе, не забывая своих корней. И обязательно актерское мастерство, так как выпускаем танцовщиков-актеров.

— У школы, как вы сказали, скоро юбилей...

Да, 5 декабря — 75-летие. К этой дате мы готовим совместный концерт воспитанников школы и артистов ансамбля, обучавшихся в alma mater в разные годы. Обещаю, что, как всегда, удивим зрителей. Показать, уверяю вас, есть что: Школе-студии при Ансамбле Игоря Моисеева в нашем виде искусства нет равных.

— Заканчивается год. Каким он был для вашего коллектива?

Очень насыщенным. В этом году мы дали два спектакля на сцене Мариинского театра (Мариинский-2). Спасибо Газпромбанку, нашему партнеру, который поддержал нас в проведении этих выступлений. Я четверть века директор ансамбля, и все это время слышу отовсюду: «Денег нет». Чтобы выступить, например, в Мариинском, нужно оплатить аренду, стоимость которой значительно превышает стоимость всего концерта, и без сторонней помощи мы бы не смогли организовать гастроли. Возили в Санкт-Петербург наш новый спектакль «Танго Del Plata». Волновались, поскольку публика Северной столицы — особая, взыскательная и сдержанная. Но нас приняли на ура! После ухода Игоря Александровича из жизни мы стараемся пополнять репертуар. Это непросто. Хореографов, подобных Моисееву, сегодня нет, но дело даже не в этом. Главное — найти таких, чье видение танца совпало бы с моисеевским, с открытой им эстетикой, чтобы они в чем-то продолжили его искания. В этом отношении «Танго Del Plata» — нечто особенное.

— В чем уникальность этого спектакля?

Это первое большое полотно, поставленное через 10 лет после ухода из жизни Мастера, премьера которого состоялась в мае 2018 года. Постановка абсолютно непохожа на моисеевскую, но при этом мы сохранили его почерк.

Специально пригласили хореографа из Аргентины, Лауру Роатта, что потребовало немалых финансовых средств. И тут случилось чудо: помогли наши партнеры, Газпромбанк, и Лаура смогла приехать в Москву, чтобы поставить спектакль. Я считаю, что дар балетмейстера — от Бога. Основы хореографии выучить можно, а сочинять — это то, что дается свыше. Когда начались репетиции, сразу стало понятно: Лаура понимает методику танца, разработанную Моисеевым, чувствует его стиль.

— А разве Игорь Александрович сам не ставил танго?

Ставил. В репертуаре ансамбля идет его одноактный балет «Вечер в таверне». Постановка 1983 года. Это яркий театральный спектакль на музыку аргентинских композиторов. Танго Лауры Роатта совсем другое. Новая постановка состоит из семи частей, семь разных танго. Разных по эмоциям.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра Хореографическая картина «Танго «Del Plata». Исполняют артисты Ансамбля имени Игоря Моисеева Анастасия Сорокина и Артем Анисимов

— Как публика приняла новую постановку?

В этом году мы показывали «Танго Del Plata» в Краснодаре, Майкопе, Ставрополе, Санкт-Петербурге. Везде — успех! Я, честно говоря, поначалу сомневалась, что ребята так быстро освоят незнакомую для них хореографию.

Но все получилось, получилось по-моисеевски. Труппа показала себя совершенно с другого ракурса, мы как бы шагнули на ступеньку выше.

— Куда еще кроме Краснодара, Майкопа и Ставрополя вы ездили в этом году?

Сегодня гастролировать такому большому коллективу, как наш, очень непросто. Состав ансамбля — 160 человек. К тому же в отличие от других коллективов у нас есть собственный симфонический оркестр. Так что гастроли для нас — дорогое удовольствие. Но тем не менее в этом году мы «открывали» культурные связи с Катаром. Это для нас новая страна (добавилась к тем 70, где мы были). В марте ездили в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Пермь. Затем были концерты в Италии (на Туринском фестивале). Тоже при поддержке Газпромбанка.

Кстати, в первый раз коллектив выступал на фестивале в Турине лет 20 назад. Кроме того, съездили в Оренбург, выступили в Узбекистане после 36-летнего перерыва. Были в Монголии (последние гастроли ансамбля в этой стране проходили в 1972 году). Давали концерты в Белгороде, Воронеже.

Вообще за свою 80-летнюю историю ансамбль установил практически все культурные связи нашей страны за рубежом. Но про это почти никто не вспоминает. Как будто забыли.

Наш зрительный зал — это весь мир. От президентов и чиновников до простых людей — наших ценителей по всему миру. Согласитесь, больше, чем танец, ничто не сближает народы. Танец понятен всем.

— Вы полагаете, что в современном мире отношение к народному танцу не изменилось?

Прошу прощения за резкость, но не в лучшую сторону изменился сам мир. Думаю, ему все больше грозит деградация. Похоже, скоро мы окончательно уйдем в свои телефоны, станем бескультурными, плохо воспитанными. Это же катастрофа! Мне за внуков страшно. Мы боремся с этим, как можем. Пытаемся танцем вернуть человека к красоте, настоящим чувствам и эмоциям, дать ощущение настоящей жизни, а не ее отражения в гаджетах.

— О чем вы мечтаете?

Моя мечта, чтобы в Ансамбле Игоря Моисеева появился хороший, смелый хореограф, каких сейчас, к сожалению, очень мало, и поставил «Петрушку» на музыку Игоря Стравинского.

Это хотел сделать Игорь Александрович, но не успел. Еще мечтаю, чтобы кто-нибудь смог поставить по сказкам Павла Бажова «Огневушку-поскакушку». Этого тоже Моисеев сделать не успел. Не успел потому, что мы из 12 месяцев 10 проводили на гастролях за рубежом.

А остальные два — в поездках по России. Времени просто не оставалось. Но даже при таком графике есть места, где мы еще не бывали.

Было бы неплохо в следующем году поехать в Китай, на празднование 70-летия Китайской Народной Республики, ведь Ансамбль Игоря Моисеева был первым, кто в 1954 году выступил на праздновании пятилетия КНР. Моисеев на площади Тянь-ань-мэнь поставил грандиозное действо, в котором участвовали 150 моисеевцев и 150 студентов китайского спортивного института. Кстати, туда Игорь Александрович привез китайский танец с лентами, который поставил еще не будучи в Китае, чем очень всех удивил. Он и сейчас идет в репертуаре ансамбля и имеет огромный успех во всем мире.

СПРАВКА

Елена Щербакова — народная артистка России, народная артистка Республики Северная Осетия — Алания, народная артистка Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, кавалер ордена Дружбы, кавалер ордена Почета, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат Премии Правительства РФ, художественный руководитель — директор, педагог-репетитор Государственного академического ансамбля народного танца. Родилась 19 октября 1952 года в Москве. Окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1969 году была принята в Государственный академический ансамбль народного танца СССР на должность артистки балета. С 1969 по 1992 годы — солистка ансамбля. В 1992 году Игорь Моисеев пригласил Елену Щербакову в Школу-студию при ансамбле, где она начала свою педагогическую деятельность. С 1994 года по приглашению Игоря Моисеева— директор ГААНТ имени Игоря Моисеева. С 2011 года — художественный руководитель-директор ансамбля.

КСТАТИ

Первый концерт Ансамбля имени Моисеева состоялся 29 августа 1937 года, в московском театре «Эрмитаж». С 1938 года и по сей день балет беспрерывно гастролирует по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945 года) Ансамбль Игоря Моисеева считается негласным Российским послом мира. В 1958 году моисеевцы первыми из советских коллективов выехали на гастроли в США, что положило начало культурных связей между СССР и Америкой. В1989 году, сразу после гастролей ансамбля в Израиль, между Россией и Израилем были установлены дипломатические отношения. В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив удостоен звания академического. К 50-летию со дня образования, в 1987 году, награжден Орденом дружбы народов.

Художественный руководитель-директор ГЛААНТ Елена Щербакова
Фото: Предоставлено пресс-службой
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER