Эдуард Бояков: Новые назначения в театре не снимают с меня ответственности
С художественным руководителем МХАТ имени М. Горького Эдуардом Бояковым «Вечерняя Москва» побеседовала сразу после его назначения на этот пост. У нового руководителя пока нет рабочего кабинета, зато есть основные помощники — режиссер Сергей Пускепалис и заведующий литературной частью Захар Прилепин. После нашего интервью там же, в репетиционном зале, началось заседание художественного совета.
— Эдуард, в первую очередь зрителей и сотрудников театра беспокоит судьба Татьяны Дорониной.
— Искренне считаю, что Татьяна Васильевна как президент МХАТ имени М. Горького и председатель худсовета театра по-прежнему очень много может ему дать. В моих словах нет никакой политической хитрости. Это не фиктивная должность. С другой стороны, новые назначения не снимают с меня ответственности. Я руководитель театра, который отвечает за него перед учредителем — Министерством культуры. Мое появление здесь связано прежде всего с тем, чтобы появились новые идеи, режиссеры, темы и способы выражения.
— Что хорошего из наследия Татьяны Дорониной вы возьмете на вооружение и будете развивать?
— Она создала уникальный, единственный в своем роде театр, который выжил в безумное время, сохранив традиции Московского художественного театра и здоровый консерватизм. От генерального курса Татьяны Дорониной мы отказываться не намерены. Я беседовал с Татьяной Васильевной от чистого сердца, и мне показалось, что она поверила в то, что мы не собираемся ничего разрушать или заниматься «зачистками». Татьяна Васильевна прошла через серьезные испытания, борьбу, и теперь мы вместе будем идти тем же курсом дальше.

— Сегодня происходит процесс поиска во многих театрах, включая и МХТ имени А.П. Чехова. Если Олег Табаков точно знал, что нужно театру и зрителю, то новый худрук Сергей Женовач пока в процессе изучения. А вам известно, чего не хватает, чтобы стать театром номер один?
— Думаю, что знаю. Я не буду называть будущие премьеры и имена режиссеров-постановщиков. Но совсем скоро мы проведем пресс-конференцию, на которой дадим ответы на все главные вопросы. Что касается репертуарной политики, то я и мои соратники убеждены: в Москве огромный спрос на традиционный, консервативный, психологический русский театр и на здравый смысл. Каких авторов можно ставить? Выбор большой: и Шукшин, и Распутин, и Белов, и Солженицын. Вот фильм Балабанова «Брат», например, — это консервативное по содержанию, современное по форме русское искусство. Народное, хоть для кого-то это слово звучит неблагозвучно.
— Почему вы вспомнили режиссера Алексея Балабанова?
— У нас сейчас работает творческая лаборатория драматургов, и один из участников — Ольга Погодина. Несколько лет назад она написала пьесу «Глиняная яма», которая получила приз на нашем фестивале «Текстура». Права на произведение сразу купил продюсер Балабанова Сергей Сельянов, и по ней Алексей Балабанов написал сценарий. Правда, снять фильм не успел — ушел из жизни. Для нас это пример по-настоящему народного, честного художника и ориентир.
— В МХТ целый ряд постановок осуществлен по известным фильмам, и одна из них — «Веселые времена» по мотивам голливудской комедии «Ниночка». Намерены ли вы также обратиться к сценариям кинолент в качестве основы для новых спектаклей?
— Пусть киношники гоняются за театрами и драматургами, а мы всячески будем им помогать. Все-таки, как правило, во всем мире сначала возникает знаменитая пьеса, которую потом экранизируют.
— Несколько лет вы были рядом с театральном процессом, но все же не внутри него. Произошли ли с вами изменения за это время?
— Я занимался изучением нового театрального языка. Современный театр, как никакой другой, связан с музыкой, визуальными технологиями, художественными образами. Сочетанию театра, музыки, звуковых экспериментов, видео я посвятил несколько лет жизни. Мы не представляем, как быстро развиваются технологии, совсем скоро на сцене будут играть роботы, андроиды, например. К этому нужно быть готовыми.
— Кстати, как вы относитесь к Горькому, имя которого носит МХАТ?
— Горький был великим драматургом, и люди, которые разбираются в театре, понимают это. Драматургия Горького — пик мировой драматургии. У него одни из самых совершенных текстов. Возможно, из авторов XX века только Ибсен может конкурировать с Горьким в части создания совершенной классической драматургии.
— Эдуард, МХАТ имени М. Горького называют «провинциальным театром» во многом из-за того, что он неукоснительно следует традиции русского психологического театра. Что в вашем понимании театральная традиция?
— Для меня это обращение и к прошлому, и к будущему. Людям интересно и важно знать, как было раньше. В репертуаре МХАТа имени Горького есть замечательный спектакль «Синяя птица» — реставрация работы Московского художественного театра 1908 года. Мы начнем большой серьезной проект по исследованию обстоятельств, смыслов, подходов, репетиционных методов Станиславского в этой постановке.

— Наверняка вы читали в социальных сетях высказывания представителей художественной богемы о том, что «в горьковский МХАТ никто не ходит, а следовательно, театр мало кому интересен». А вы сами бывали на премьерах в театре, который теперь под вашим началом?
— В театре бывал, конечно. «Синяя птица» несколько лет назад даже участвовала в нашем фестивале «Большая перемена». Если читать публику в социальных сетях, то не хватит времени и сил на созидание и творчество. К сожалению, большая часть либеральной тусовки сегодня занимается выяснением отношений, и это точно не представляет массового интереса.
— Самый большой вопрос ваших оппонентов касается нового завлита МХАТа. Почему именно он?
— Захар Прилепин — писатель с прекрасным литературным вкусом. Он и сам большой мастер, при этом знаток как классической литературы, так и современной. Знает авторов-современников и ценит их. Для меня очень важен факт, что Захар Прилепин интересуется историей. Он написал выдающуюся книгу о Леониде Леонове, а сейчас завершает сочинение о Сергее Есенине.
— А любит ли Захар Прилепин театр?
— Любит. Хотя увидеть его в московских театрах было проблематично, потому что он живет в Нижнем Новгороде.
— Вы были первооткрывателем, создателем новых театров и проектов, в частности фестиваля «Золотая маска» и театра «Практика». Разве вам интересно продолжать то, что до вас сделали другие, когда у вас получались начинания «с чистого листа»?
— Очень интересно. За последние годы я переосмыслил многие жизненные ценности. Если раньше я мог месяцами не звонить родителям, то сейчас каждую свободную минуту использую для того, чтобы пообщаться с близкими людьми. Смысл моей жизни — семейные традиции. Надеюсь, что дерзость первооткрывателя во мне тоже осталась. В противном случае следует уходить из профессии. Без риска, смелости нет художника. Но это не вступает в противоречие с верностью традициям.
— У вас уже есть представление о постоянном зрителе, который предпочитает МХАТ имени Горького другим театрам столицы?
— Вместе со зрителями я посмотрел пару спектаклей. Например, «Ромео и Джульетту», «На всякого мудреца довольно простоты». Рад, что в зале много молодежи и интеллигентных людей. Эта публика не ищет постмодернистских зрелищ, которые есть в других театрах, но запрос на радость, красоту, русский культурный код — огромный.
— Не боитесь, что вас назовут «русофилом»?
— Я обожаю русскую культуру и служу ей. Каждая большая культура имеет национальный характер.
— Не получится ли, что вам наскучит МХАТ и вы оставите его, как делали с другими театрами?
— Я и «Золотой маской» занимался около десяти лет, и театром «Практика». Больше 10 лет опасно быть руководителем театра. Только такие титаны, как Татьяна Васильевна, могут руководить театрами десятилетиями.

— Кто ваш любимый режиссер из мэтров?
— Лев Додин.
— Почему у вас нет рабочего кабинета?
— В настоящее время это репетиционный зал. Кабинет Татьяны Васильевны останется ее кабинетом. Свой оборудую через несколько дней.
— Вы аскет?
— Я не сторонник того, чтобы руководитель подчеркнуто ездил в эконом-классе или в метро. Это пиар, хотя и роскошь не люблю.
— Будете ли в срочном порядке снимать спектакли?
— Не собираемся этого делать. Никакого радикализма в отношении репертуара.
— Наверняка будете больше ставить современных авторов. Есть ли сегодня хорошие драматурги?
— Я высокого мнения и о современной драматургии, и о русской словесности. Русская литература меньше всего подверглась порче. Возможно, сегодня даже ее расцвет.
— Каких артистов хотите пригласить?
— Прежде всего в нашем распоряжении труппа, которую мы будем сохранять, изучать, увлекать. Приглашать артистов из других театров планируем, но очень избирательно и только в интересах театра. Работы будет очень много, я обещаю.