Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Горькая чаша Василия Гроссмана

Развлечения
Василий Гроссман (12 декабря 1905 – 14 сентября 1964) прожил не сильно длинную, но богатую потрясениями, событиями, страданиями, борьбой и трудами жизнь. К писателю с немецкой фамилией, русским именем и еврейским происхождением вполне применимы строчки Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»

«Чаша бессмертья», к которой (по Тютчеву) допустили Гроссмана «всеблагие» оказалась невыносимо горькой: аресты родных и близких в годы Большого террора, война, смерть матери в оккупированном Бердичеве, Сталинград, где он – военный корреспондент «Красной звезды» - был «от звонка до звонка», лагеря смерти Треблинка и Майданек, куда Гроссман попал сразу после их освобождения советской армией, изъятие в годы хрущёвской «оттепели» сотрудниками КГБ машинописных экземпляров романа «Жизнь и судьба», отлучение от профессии, неустанная борьба за достоинство и  право  писать о том, что представлялось ему важным и сущностным, без оглядки на политическую и идеологическую конъюнктуру.

Василий Гроссман прошел путь от убеждённого сторонника и певца советской власти –  рассказ «В городе Бердичеве» – (по его мотивам режиссёром Александром Аскольдовым был снят знаменитый фильм «Комиссар»), романы о революционерах - «Степан Кольчугин», «Солдаты революции», о сталинградской битве - «Народ бессмертен» до признания и доказательства однокоренной сущности этой власти с Третьим рейхом – роман «Жизнь и судьба», повесть «Всё течёт».

Гроссман едва ли не первым из советских писателей философски осмыслил то, что впоследствии назовут холокостом. Описывая страдания невинных людей, сравнивая раздевающихся в газовой камере мужчин, женщин, стариков, детей, с бессмертным «телом народа», он развивает и поднимает на новую высоту гуманистические традиции русской литературы. Убедительны и те страницы романа, где Гроссман рассуждает о социальной природе фашизма, его «народности», неразрывности с тем тёмным и страшным, что проявляется в людях, когда «всё дозволено», когда наступает сладкое опьянение чужой болью и покорностью.

Естественно, такого рода открытия напугали советских редакторов. Они немедленно сообщили о крамольной рукописи куда следует.

Горькая чаша Василия Гроссмана Василий Гроссман прошел путь от убеждённого сторонника и певца советской власти, до признания и доказательства однокоренной сущности этой власти с Третьим рейхом / Википедия (скан фотографии архива)

Когда Гроссман, пытаясь вызволить роман, над которым он работал больше десяти лет, добился встречи с членом Политбюро и главным идеологом СССР Михаилом Сусловым, тот заявил писателю, что книга «Жизнь и судьба» если и будет опубликована, то лет через двести или триста.

Но столько ждать не пришлось. Одна из сохранённых копий в виде микрофильма была по диссидентским каналам переправлена на Запад. Роман «Жизнь и судьба» был напечатан в Швейцарии в 1980 году. В СССР первое (с купюрами) издание увидело свет через восемь лет.

После Треблинки и Майданека тема геноцида уже не отпускала Василия Гроссмана. Лишённый возможности публиковать свои произведения, он занялся переводами, несколько месяцев провёл в Армении, работая с текстами местных писателей. Армянский народ пережил свой геноцид в годы Первой мировой войны. В публицистическом эссе об Армении «Добро вам» Гроссман увязывал историческую память народа, проблему преодоления психологической травмы с гуманистическими основами человеческого бытия, такими, как неприятие лжи во имя идеологических фантомов, стремление к достоинству, справедливости и свободе. «Броня» увиденного и глубоко осмысленного в Майданеке и Треблинке сделала Гроссмана духовно неуязвимым для любых «мероприятий», предпринимаемых властью в отношении тех, кого она относила к диссидентам.

Проза Василия Гроссмана трудна для читателя, но это горькая и правдивая проза о судьбе еврейского народа в годы Второй мировой войны. Частью этой судьбы стала жизнь советского писателя Василия Гроссмана.          

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.