Сергей Собянин: Столица привлекает иностранцев
— Сергей Семенович, в минувшую пятницу стартовал самый популярный зимний фестиваль «Путешествие в Рождество». Что нового ждет его гостей в этом году?
— Прежде всего фестиваль стал заметно больше. В этом году мы открыли сразу 78 площадок, причем две трети из них расположены в жилых районах за пределами центра. Впервые в Новокосино, Бутово, Митино, Зябликово и Кузьминках будут работать большие фестивальные площадки, оборудованные не хуже, чем площадки в центре Москвы. И если в центр москвичи обычно выбираются один-два раза, то на своих районных площадках местные жители смогут бывать гораздо чаще. Поэтому мы подготовили для них насыщенную и разнообразную праздничную программу — карусели для детишек, катки, мастер-классы, концерты и театральные постановки. Еще советую обратить внимание на «Зимний городок» на ВДНХ — два катка, огромная тюбинговая горка, площадка для игры в керлинг и новое развлечение: площадка для командной игры в снежки «юкигассен».
— А в центре Москвы?
— На Новый год мы вновь перекрываем Тверскую. На главной улице города пройдет большая праздничная программа «Новый год моего детства». Будут работать четыре большие праздничные зоны: «Новый год в стиле 50–60-х», «Новый год в стиле 70–80-х», «Новый год в стиле 90–2000-х» и «Новый год в современных ритмах». И разумеется, в центре работают фестивальные площадки, каток на Красной площади, по вечерам зажигаются световые тоннели, без которых новогоднюю Москву представить себе невозможно.
— В последние годы на Новый год в Москву приезжают много туристов. В этом году загрузка гостиниц вновь бьет рекорды — свыше 90 процентов. В Москве слишком мало отелей или слишком много туристов?
— Владельцы гостиниц рассказывали мне, что несколько лет назад новогодние праздники в Москве считались «низким сезоном», гостиницы были заполнены едва ли на треть. Сегодня действительно загрузка свыше 90 процентов, а в отелях рядом с Тверской раскупили свыше 95 процентов номеров. И в другое время года гостиницы не пустуют. В этом году Москва примет 23,5 миллиона туристов, примерно в два раза больше, чем в 2010 году. Поэтому мы и расширяем географию «Путешествия в Рождество», чтобы на празднике нашлось место всем и никто не чувствовал себя лишним.
— Но гостиниц для туристов все-таки не хватает?
— В последние годы было построено больше 50 гостиниц. Но сейчас видно, что и их не хватает. В ближайшие три-четыре года инвесторами будет построено еще 30 новых гостиниц.
— Было много жалоб на то, что в Москве негде остановиться людям со средними и небольшими доходами, так как цены на гостиницы просто запредельные. Существует ли сегодня эта проблема?
— Эту проблему мы решили еще несколько лет назад. Сегодня в Москве работает 1646 классифицированных отелей и хостелов на 80 тысяч номеров. Из них на долю самых востребованных трехзвездочных гостиниц приходится 40 процентов, гостиницы категории «4 звезды» занимают 35 процентов. Гости с небольшими доходами могут без труда найти место для ночлега в Москве.
— А с чем связан рост популярности столицы у российских и зарубежных гостей? Возможно, есть какие-то специальные программы привлечения туристов?
— По большому счету, ничего специально для туристов мы не делаем. Благоустройство улиц и парков, фестивали и праздники, улучшение работы транспорта и повышение безопасности — все это мы делаем для комфорта москвичей, для самих себя. Но когда в доме становится чисто и уютно, он начинает притягивать друзей. В результате с каждым годом поток туристов со всей страны и мира становится больше. А город получает бонусы для дальнейшего развития, делает еще один шаг вперед.
— Сколько денег Москва зарабатывает на туристах? Можно ли сказать, что эти доходы играют существенную роль в развитии столицы?
— В 2018 году общий объем туристского потребления и оборота фестивалей в Москве достиг 817 миллиардов рублей. Большая часть этих денег была выплачена в виде заработной платы москвичам, которые работают в гостиницах, ресторанах, магазинах, на фестивальных площадках. В городской бюджет поступит 112 миллиардов рублей. На эти деньги можно построить полноценную ветку метро или целый год строить жилье для переселения жителей пятиэтажек по программе реновации. Но миллиарды бюджетных доходов, которые превращаются в новые дома и линии метро, это еще не все. Вместе с туристами Москва получает то, что ни за какие деньги не купишь: признание и уважение миллионов людей. Сегодня путеводители и специальные издания для туристов наперебой включают Москву в списки лучших мест для путешествий. Это дорогого стоит.