Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у режиссера Валерия Иванова-Таганского

Сюжет: 

Специальный репортаж
Общество
Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у режиссера Валерия Иванова-Таганского
18 декабря исполняется 75 лет заслуженному артисту России Валерию Иванову-Таганскому / Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»

Когда мне позвонил давнишний знакомый режиссер и писатель Валерий Иванов-Таганский и пригласил в гости в поселок Мичуринец, соседствующий с Переделкино, я не мог отказаться от уникальной возможности побывать там.

Около электрички Валерий Александрович встречал меня с лыжными палками — он поклонник скандинавской ходьбы.

— Стараюсь поддерживать себя в форме в свои 75 лет, — рассказывает Иванов-Таганский. — При скандинавской ходьбе работают все группы мышц, поэтому по поселку хожу только с палками.

И мужчина сходу начал проводить экскурсию.

— Когда Переделкино было полностью обжито, для писателей начали выделять дома в Мичуринце, — рассказывает он. — Когда я получал от Союза писателей этот дом, он находился в Подмосковье. А теперь относится к поселению Внуковскому Новомосковского административного округа.

Мы проходим мимо бывшего дома детского писателя Корнея Чуковского, произведениями которого я зачитывался в детстве. А сейчас здесь музей. Жалко, попасть туда не удалось — он не работал в этот день. Но зато когда я вошел в дом Валерия Александровича, не пожалел. Там тоже настоящий музей. Около дома — большая деревянная голова совы, которую прикрыл свежевыпавший снежок. Мужчина очищает ее и хвастается: мол, сделал своими руками — недаром ведь окончил художественное ремесленное училище. Смотрю и не налюбуюсь: деревянная скульптура — настоящее произведение искусства.

В его рабочем кабинете много афиш, посвященных различным постановкам. Бросается в глаза висящая на стене небольшая деревянная рамка с двумя фронтовыми орденами.

— Отцовы, — поясняет Иванов. — Да и я, получается, фронтовой ребенок, зачат в сталинградских окопах. Мать моя служила медсестрой вместе с отцом. 

Когда она забеременела, ее отправили в тыл. Сына она родила чуть ли не на станции города Никологорск Ивановской области 18 декабря 1943 года.

— Из-за того, что я рос в непростых условиях, и стал пробивным, — рассказывает Валерий Александрович.

Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у режиссера Валерия Иванова-Таганского Валерий Александрович, поклонник скандинавской ходьбы, сходу начал проводить экскурсию / Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»

В детстве занимался боксом, но тянуло больше к искусству. Семья тогда жила в Риге, где служил отец — кадровый военный. После ремесленного училища Валерий поступил в театральную студию.

— Проучившись там три месяца, решил, что освоил актерскую специальность, и отправился на просмотр в Рижский театр юного зрителя. Пройдя конкурс, получил две главные роли в разных спектаклях.

Спустя какое-то время решил поступить в Щукинское театральное училище, по окончании которого в 1966 году сразу попал в Театр на Таганке. Приглянулся главному режиссеру Юрию Любимову и стал претендентом на  ведущие роли в репертуаре.

С большой теплотой он вспоминает спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Он играл Лаэрта. Валерий Александрович смог утвердиться после того, как предложил сцену с дуэлью на скакалках.

— Когда Николай Губенко ушел учиться во ВГИК, на роль Керенского в «10 днях, которые потрясли мир» претендовало семь человек, — рассказывает мой собеседник.

Опять пришлось тренироваться с напарником, чтобы в одной из сцен подпрыгивать на плечи и произносить речь.

После этих двух ролей Иванов стал ведущим актером театра. Но на беду в это время было три человека в театре, носящих одинаковую фамилию, и все играли в одном спектакле. Валерий Александрович поговорил с Любимовым, и тот стал на всех афишах и программках ставить вторую часть фамилии — Таганский. Были потом роли Николая Первого, Дантеса, Глумова, Дамиса. И это не полный список.

При этом с 1969 по 1973 годы Иванов-Таганский учился в Литературном институте имени Горького, а в 1975-м поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Естественно, начал ставить собственные спектакли, писать пьесы. Две постановки были в Омске, о которых были прекрасные отзывы. И по рекомендации Юрия Любимова Иванова-Таганского в 1979 году назначают главным режиссером Алма-Атинского республиканского театра имени Лермонтова. В этот период он твердо отстаивал свое мнение. Например, когда собрался ставить первый спектакль в казахской столице, на гастроли с такой же постановкой собрался приехать Куйбышевский театр.

— Звоню министру культуры и прошу, чтобы привезли другой спектакль, — вспоминает Иванов-Таганский. — Вначале тот в шоке. Но стою на своем: я не боюсь провала, но не хочу, чтобы первую мою работу сравнивали. Я должен утвердиться в этом городе.

И вопрос был решен.

А на праздновании 60-летия СССР Валерий Александрович исполняет роль Ленина. На главной площади собрался весь Центральный комитет партии, прилетел даже Леонид Ильич Брежнев, которому понравилось исполнение. Все пророчили Ленинскую премию. Но, видно, что-то не срослось.

А вот уход из театра был связан с тем же Брежневым.

— Мне навязывали поставить «Целину» по 30-страничной книжице, — вспоминает Иванов-Таганский. — А я не соглашался, так как фактуры было мало. Поехал за поддержкой к Любимову, но в мое отсутствие директор согласился ставить. Я и написал заявление об уходе.

Потом режиссер вернулся в Москву, поставил спектакль с труппой Таганки и повез его на гастроли в Болгарию. Здесь и состоялось его знакомство с женой Дианой.

— Она была младше меня на 15 лет, но между нами вспыхнула искра, — рассказывает мужчина. — Тем более ей нагадали, что она встретит мужчину старше себя и с большой воды. А я же с Рижского взморья. Когда заканчивались гастроли, девушка становилась все грустнее, и я обещал вернуться.

Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у режиссера Валерия Иванова-Таганского Деревянная скульптура — настоящее произведение искусства / Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»

В Советском Союзе после ухода с поста главрежа республиканского театра работу особо не предлагали. А в Болгарии у Иванова-Таганского был оглушительный успех. И Валерий Александрович поставил там несколько спектаклей. Позже у супругов родился сын — Валери.

Именно в Софии начинается плодотворная литературная деятельность, Валерий Александрович начинает много писать. В Болгарии в 1995 году выходит его повесть «Путешествие в никуда». Русский вариант назывался «Уходим в никуда».

А в 1999 году пара решила переехать в Москву.

— Жили мы в небольшой квартирке, — вспоминает Диана Иванова. — Валера писал в основном на кухне, стул упирался в холодильник. А когда тот начинал тарахтеть, то дрожал и стул вместе с Валерой — интересно было наблюдать. Жили скудно в тот период. Писал он в основном на обратной стороне рисунков сына.

Предложил повесть в «Роман-газету», а вскоре Диана зовет: дескать, какой-то Ганичев звонит.

—Не какой-то, а целый председатель Союза писателей, — воскликнул Иванов-Таганский и кинулся к телефону.

Тот редактировал «Роман-газету» и разместил произведение писателя вместе с «Бежиным лугом» Тургенева.

— Я тогда очень гордился, что мое произведение занимало две трети журнала, а у Тургенева — одну треть, — улыбается Валерий Александрович.

Именно по ходатайству Ганичева Иванову-Таганскому выделили хорошую квартиру в столице.

В «Содружестве актеров Таганки» было поставлено несколько его спектаклей. Например, «Исповедь хулигана» идет на сцене полтора десятка лет и показана уже более 500 раз.

А вот выпущенный недавно сборник пьес «Любовь со взломом» был отмечен премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, учрежденной Союзом писателей России, журналом «Новая книга России» и Фондом святителя Иоанна Златоуста. Кстати, пьесу «Волчий круг», вошедшую в сборник, поставил сам Иванов-Таганский в театре «Сопричастность».

В начале ноября в Калмыцком республиканском театре города Элисты состоялась премьера постановки «Почем бивень мамонта?». И на всех спектаклях — полный зал. Успешный год! Тем более что в издательстве вышла пьеса «Берия», которая удостоена очередной драматургической премии.

— Не ожидал, — делится Валерий Александрович. — Непопулярная ныне тема. Но я надеялся, что здравый смысл проявится у жюри: мы должны обращаться к истории.

Не зря Иванов-Таганский вел передачу «Искатели» на Первом канале, а по его роману «Репортеры» Юрий Кара снял четырехсерийный фильм. Кстати, его закупил Китай.

С теплотой Валерий Александрович вспоминает съемки в фильме «Брадобрей из Севильи», где он играл Дон Жуана.

— Интересно, что мой герой пел, а озвучивали его много певцов, в том числе Магомаев, — рассказывает актер. — И потом часто на творческих встречах меня просили спеть, хотя мне медведь на ухо наступил.

К своим 75 годам у заслуженного артиста России Иванова-Таганского вышло девять толстых книг. Одна из них — «Триумф и наваждение. Записки о Театре на Таганке» — переведена на азербайджанский язык и издана в Баку даже в лучшем переплете, чем в России. А романы «Обреченная на жизнь», «Грабли для сатрапа», «Семя отечества», «Грязь к алмазам не пристает», «Запрет на прозрение», «Кого отмечает Бог», «Воровская яма», «Нескучный свет» быстро разошлись в книжных магазинах.

При этом все произведения Иванова-Таганского имели положительные отзывы. Несколько лет он был секретарем Московской городской организации Союза писателей России, возглавлял ревизионную комиссию. Но его уход с поста был связан опять-таки с творческим порывом к литературной деятельности и возможностью ставить спектакли в театрах.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.