Большой театр пошутил под музыку упоительного Россини
Благодаря причудам репертуарного планирования театр в нынешнем сезоне делает ставку сразу на две оперы Джоаккино Россини. В ноябре на Новой сцене театра состоялась премьера самой знаменитой оперы композитора — его «Севильский цирюльник». Постановку осуществили худрук Московского драматического театра им. А.С. Пушкина Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин и итальянский дирижер Пьер Джорджо Моранди. Но это представление не смогло повторить удачу другой работы Писарева в Большом — моцартовской «Свадьбы Фигаро» трехлетней давности.
Новый спектакль — копродукция сразу с тремя оперными домами: Нидерландской национальной оперой, Королевской Датской оперой и Оперой Австралии. Впрочем, славу этой постановке принесли ее «римские каникулы». Тогда феноменальным соавтором режиссера Дамиано Микьелетто, художников Паоло Фантина (сценография), Карла Тети (костюмы), Алессандро Карлетти (свет) стал дирижер Стефано Монтанари. Маэстро был ключевым виновником успеха премьеры оперы Моцарта «Так поступают все женщины» Большого театра весной 2014 года.
Но сегодня оба спектакля находятся под дирижерской палочкой музыкального руководителя Большого театра Тугана Сохиева, который полуконцертную версию «Реймса» делал еще в прошлом году. Оркестр звучит точно, сбалансированно, но без легкости и того блеска, без коих музыка «шутника из Пезаро» немыслима. Ведь сюжет этой оперы — настоящий анекдот: аристократы со всей Европы (ну чем не саркастическая реплика в адрес современного Евросоюза) собираются отправиться на коронацию короля Франции Карла Х в мае 1825 года под сводами Реймсского собора, но все застревают в гостинице «Золотая лилия» из-за нехватки лошадей и экипажей. В итоге никто никуда не едет, но очень весело проводят время.
Партитура, требующая почти двух десятков солистов, минимум половина которых должны быть певцами экстра-класса, обладающими виртуозным вокальным мастерством, претерпела в премьере немало существенных купюр. При этом театр отважился заявить сразу два состава исполнителей. Но лишь в первом есть успешные работы. Более всех соответствовал уникальному россиниевскому стилю тенор Алексей Неклюдов (шевалье Бельфьоре). Роль главной звезды была отведена роскошной сопрано Альбине Шагимуратовой (графиня де Фольвиль), чьи колоратурные рулады впечатляют технической безупречностью, хотя стилистически они более соответствуют операм других апеннинских гениев — Доницетти и Беллини. Титул открытия премьерного вечера по праву принадлежит юной сопрано Альбине Латиповой (Коринна). Жаль только, певице не хватило сил на заключительную арию, где ей на выручку приходила флейта.
Синьор Микьелетто задорно работает с артистами. Однако использует уже не раз апробированный мировой оперной режиссурой ход, устраивая мистическую «ночь в музее», поэтому отель превращается в галерею под тем же названием, где герои великих полотен оживают. Правда, на сцене Большого это дефиле потеряло и добрую часть образов из прежних постановок и стало похоже на банальный фрик-парад. В финале же все персонажи оперы (они же служители музея, где конфликтуют шедевры современные и те, что уже прошли проверку временем) переодеваются и выстраиваются в мизансцену исторического полотна Франсуа Жерара «Коронация Карла Х» и прославляют любимого правителя, чье восшествие на престол сулит тотальное счастье. Мечта ли это, способная стать реальностью, или лишь шутка гения — каждый сам решает для себя.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дамиано Микьелетто, режиссер:
— Для меня «Путешествие в Реймс» пронизано духом развлечения. Мне кажется, Россини мало волновали политические движения, социальные проблемы и революционных дух — в отличие от Верди. Но в то же время его музыка способна поведать о серьезных проблемах. В работе над этой постановкой меня вдохновляла история искусства. Сколько стоит искусство, кто имеет право судить о ценности искусства? Но прежде всего Россини, конечно, рассказывает о радости быть человеком.