Тоска по СССР: протест или романтика
Цифры действительно впечатляют. Настолько, что сразу тянет заподозрить неладное. Например, всплеск недовольства «всем происходящим» среди обычных людей. А если приплюсовать к этим показателям данные другого опроса той же «Левады», о протестных настроениях (согласно информации компании, ими сейчас одержимы 30 процентов опрошенных, против 8 процентов в прошлом году), воображение рисует страшные картинки.
Поводы, если совсем честно, найти можно. По словам социолога Алексея Рощина, именно решение о повышении пенсионного возраста провело четкую «эмоциональную» границу между «вчера» и «сегодня». При том что «волнительных моментов» в жизни современного общества навалом, все они вместе взятые, уверяют специалисты, не оказали такого влияния на настроение людей, как пенсионная реформа. Страна Советов стала ассоциироваться не с застоем, а со стабильностью. В принципе, одно и то же понятие, но с разной эмоциональной окраской. Почему-то вспоминается реплика актера и священника Ивана Охлобыстина, который считает стабильность воплощением зла и вообще мертвечиной. Все живое и прогрессивное нестабильно априори, ведь оно дышит, движется и развивается.
И все-таки 66 процентов респондентов из социологической выборки (из 1600 человек – достаточное ли это количество, чтобы говорить о мнении всех россиян?) демонстративно отвернулись от современной России и с тоской обратили свои взоры в «прекрасное прошлое». В своей реакции они смахивают на обиженных детей: когда мама не дает конфет и заставляет делать уроки, они, надув губы, решают, что больше любят папу.
Обострить ситуацию, оперируя цифрами «Левады», легко, но на самом деле, усилившуюся ностальгию россиян по советскому прошлому можно объяснить не только непопулярными мерами властей. Та эпоха, по словам тех же социологов, стала для нас чем-то вроде легенды, овеянной романтическим духом. Школьная форма тех времен на нынешних выпускницах, чебуречные и пельменные, открывающиеся в Москве, стилизованные под советские буфеты, популярность старых фильмов – все, от чего когда-то отказались, возвращается в нашу жизнь, но уже как нечто сувенирное, символичное и милое сердцу. Очень точно сказал про место советского времени в нашем «историческом сознании» кандидат социологических наук Игорь Кузнецов: СССР был достаточно давно, чтобы превратиться в легенду и довольно недавно, чтобы не затянуться туманом полностью, как времена царской России. Так чего же больше в ностальгии по Союзу: протеста или романтики?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции