Опрос: как улучшить работу такси
В следующем году количество поездок на такси может увеличиться на 17 процентов — до 890 тысяч пассажиров в сутки. Об этом в четверг, 19 декабря, сообщил замруководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин. В уходящем году в транспортном комплексе столицы произошло немало важных перемен, и особенную роль в этом сыграли такси. О положительных и отрицательных изменениях в этой сфере «ВМ» спросила у экспертов.
По мнению независимого автоэксперта Вячеслава Чулкова, сегодня такси стали намного более доступными и комфортными для пассажиров:
— По работе мне часто приходится путешествовать, и, сравнивая работу такси в европейских городах и в столице, могу смело сказать, что таксомоторные перевозки сегодня находятся на достойном уровне и вполне могут конкурировать с другими странами. В советские годы москвичам казалось фантастикой то, что сегодня давно стало реальностью. Вызвать такси с помощью мобильного приложения на смартфоне ни для кого не составит труда, а машина приедет к пассажиру в среднем за три-пять минут. При этом стоимость поездки также сегодня стала доступной почти каждому москвичу и, более того, может составить конкуренцию другим видам транспорта. Приведу пример из моей собственной практики: вечером из центра Москвы до аэропорта Шереметьево двум жителям города доехать на такси стоит чуть ли не дешевле, чем на «Аэроэкспрессе». Это, безусловно, положительный результат.
Кроме того, правительство Москвы разрешило такси ездить по «выделенкам», что сделало этот вид транспорта очень привлекательным для пассажиров. Кстати, не менее привлекательным поездки на такси сегодня делает возможность оплатить услугу не только наличными деньгами, но и с помощью банковской карты, что значительно упрощает дело. Сегодня пассажирам не нужно указывать конкретный адрес, чтобы вызвать такси. Мобильные приложения используют GPS-навигатор, позволяющий определить, в каком месте вы находитесь, после чего можно смело нажимать кнопку вызова. Когда-то мои знакомые таксисты жаловались, что в Краснопресненском районе находится очень много улиц, в названии которых так или иначе фигурирует зоопарк: Зоологический проезд, Зоологический тупик, Зоологический переулок.… Из-за этого часто возникала путаница. С появлением GPS-навигаторов эти проблемы утратили актуальность.
В свою очередь, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам развития транспортного обслуживания пассажиров легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко отмечает, что коренные изменения в деятельности столичного такси произошли не только в количестве легальных автомобилей, но и в качестве обслуживания пассажиров:
— В деловой лексике водителей стали активно использоваться такие термины, как «геолокация», «навигатор», «электронный таксометр», «агрегатор» и другие. Модный сегодня термин «цифровая экономика» в настоящее время является неотъемлемой частью таксомоторной деятельности. В развитии столичного такси сыграл роль чемпионат мира по футболу, который прошел летом этого года. По оценке правительства Москвы и отзывам болельщиков, таксисты успешно справились с поставленными задачами. Три члена комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажиров легковым автомобильным транспортом были награждены благодарностями мэра Москвы Сергея Собянина.
Однако сразу после этого все компании с численностью автомобилей более 50, включая прошедших аккредитацию, были подвергнуты комплексной проверке почти всеми органами и организациями, имеющими хотя бы косвенное отношение к нашей работе. Мы надеялись, что такая активность будет проявлена к нелегальным и полулегальным извозчикам, которых в последнее время становится все больше, а их поведение на рынке перевозок пассажиров становится агрессивным и теснит легальное такси.
При этом чем больше средств легальные перевозчики направляют на соблюдение федеральных и региональных законодательных актов, на повышение качества обслуживания пассажиров, тем больше экономических преимуществ получают нелегалы и полулегалы.
Сегодня только один агрегатор организовал комплексную программу, обеспечивающую высокое качество обслуживания и безопасность пассажиров, включая линейный контроль, фотографирование автомобиля перед выходом на линию, оказание консультационной поддержки водителя, анализ его реального дохода и многое другое.
Из-за этого формируется недружественная конкуренция, которая негативно сказывается на перспективах развития работы добросовестных предпринимателей.
В уходящем году мы впервые за десятилетие столкнулись с критически негативными тенденциями в экономической деятельности таксомоторных компаний и индивидуальных предпринимателей. Ведущие крупнейшие организации значительно сократили парк автомобилей.
Вспомним забастовку таксистов весной этого года в связи с работой на невыгодных условиях. Коллеги стали на программном уровне регулировать распределение заказов в зависимости от времени непрерывной работы водителя. Определенный положительный результат это дает, но очевидно и другое: получив предупреждение о нарушении режима работы от одного агрегатора, водитель подключается к другому. Необходимо договориться со всеми агрегаторами об обмене данными, связанными с соблюдением нормативов рабочего времени водителями такси, и не допускать фактов нарушений. Это позволит снизить количество аварий с участием такси.
А на повестке дня также остается немало острых вопросов: нарушения за стоянку такси на газоне, страхование автомобилей, отсутствие технического осмотра и другое. Надеюсь, что в будущем на эти проблемы будет обращено пристальное внимание и власти Москвы примут оптимальное решение.
КСТАТИ
В следующем году в Москве появится 470 стоянок такси на 1,6 тысячи машино-мест. А к 2020 году количество парковочных мест может увеличиться до 1,7 тысяч мест.