Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Новая постановка «Обломова»: еще одна попытка разгадать загадочную русскую душу

Развлечения
Новая постановка «Обломова»: еще одна попытка разгадать загадочную русскую душу
Вячеслав Ковалев в роли Обломова и Анастасия Мишина в роли Ольги Ильинской в новой постановке театра имени Владимира Маяковского / Фото: предоставлено пресс-службой Московского академического театра имени Владимира Маяковского
Художественный руководитель театра Маяковского Миндаугас Карбаускис вплотную приблизился к разгадке непостижимой русской души в инсценировке романа Ивана Гончарова «Обломов». Он поставил спектакль, в котором есть ответы на многие извечные русские вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», и даже современный: "Почему я такой умный, и при этом бедный?»

Красной нитью через спектакль проходит тема некой избранности главного героя Обломова и так называемых «других».

Штольц - он тоже в «других». Как и управляющий Обломова, как кредиторы. Серию «других» играет один актер - Илья Никулин, и все его персонажи выскакивают «как черти из табакерки», меняя облик подобно нечистой силе. «Другие» - не имеют лица, они хамелеоны, которые сбрасывают кожу, подстраиваясь под изменения реальности. Тогда как Обломов и его слуга Захар - неизменны в своем облике, взглядах, устоях и костюмах. Обломов и Захар - этакая константа. Красный халат Обломова, покрытый пятнами и дырками - как рыцарские доспехи Дон Кихота. Сам Обломов - тоже рыцарь, только не странствующий и не воюющий ни с кем. А бархатный сюртук «ядовитого человека» Захара - он еще с петровских времен, когда пытались придать нашим дворянам и их слугам европейский вид, да только мало что хорошего из этого вышло. Но желание осталось.

Большая часть спектакля - это диалог Обломова с неграмотным, но мудрым Захаром. Илья Ильич - очень одинокий человек: из всех родных у него только один Захар, который ухаживает за ним с пеленок.

Миндаугас Карбаускис так выстраивает взаимоотношения барина со слугой, что невольно думаешь, что если бы поменять их местами, как это произошло с подобными им в 1917 году, по сути мало бы что изменилось. Захар смог бы дом убрать, поле вспахать, только в душе остался бы крепостным. Так быстро не искоренить многовековое рабство.

Захар в исполнении Анатолия Лобоцкого похож на сторожевого пса - и манерами, и обликом. Умного, сурового, беспокойного, верного пса, который привык служить хозяину до гроба. А Обломов в спектакле похож на Олега Табакова в фильме Никиты Михалкова - на трусливого зайца, который боится всего на свете, даже собственной тени. Впрочем, заяц он - до влюбленности в Ольгу Ильинскую (Анастасия Мишина). Прекрасное чувство преображает Обломова, и наблюдать за этим превращением опустившегося человека в мужчину - очень интересно. Благодаря этой любви мы видим душу Обломова, которую Ильинская называет «чистой и детской».

Режиссер любуется душой русского человека, видя все ее бесспорные достоинства и дает возможность зрителю прикоснуться к этой красоте. Но, увы, земная жизнь, с жестоким бытом, не позволяет русской душе взлететь на вершину счастья, и в результате вот этот грустный парадокс: «хотели как лучше - получилось как всегда». И здесь же на контрасте те самые «другие», у которых все получает так, как они хотели... Например у Штольца получается все - и бизнес, и счастье.

В чем же причина успеха «других», и несчастья главных - избранных? Постановка Карбаускиса охватывает много граней и сторон русской действительности, которая по сути не меняется веками. Одна из причин неудач хороших людей в том, что русский человек Обломов едва ли не каждую минуту думает о Страшном суде и ответственности за свои земные деяния. Обломов - не пустышка (кстати, некоторые критики даже называют его «самым умным героем русской литературы, который умудрился никому не причинить зла»), а в чем-то даже мудрец, которого больше беспокоит вечность, чем его жизнь. Его рассуждения о Страшном суде - расставляют все точки над i в вопросе - о загадочности русской души и о том, что «умом Россию не понять».

Новая постановка «Обломова»: еще одна попытка разгадать загадочную русскую душу Прекрасное чувство преображает Обломова, и наблюдать за этим превращением опустившегося человека в мужчину - очень интересно / Фото: предоставлено пресс-службой Московского академического театра имени Владимира Маяковского

Гончаров завершил свой роман, который писал 12 лет, за два года до отмены крепостного права в России. И его «Обломов» пронизан грядущей реформой, дающей свободу крестьянам. Обломов - не прочь отпустить Захара. Да только он без него не проживет! Да и Захар не бросит Обломова, потому что тот для него как сын. Этот замкнутый русский круг мнимой, но при этом невозможной свободы, обрисован Карбаускисом в его спектакле во всех подробностях.

Режиссер Карбаускис нисколько не глумится над инфантильностью и бездеятельностью главных героев. Он их понимает и даже во многом оправдывает. Ну, не может нынешний Обломов, которого воспитали «недорослем» стать капиталистом. Он даже не пытается, потому что ему это противно. Но при этом в спектакле есть посыл к современным «баринам», которых обслуживают слуги и няньки: «И вы будете жить за счет других людей - превратитесь в «обломовых», а деньги ваши кончатся, - останетесь на этом чужом диване».

Хотя такое явление как «обломовщина» - пока не угрожает современным баринам, потому что большинство из них те самые «другие» - с живучестью, умением приспосабливаться. А вот их дети - будущие Обломовы. Именно такой вывод вытекает из постановки.

В спектакле Карбаускиса много параллелей с фильмом Никиты Михалкова «Один день из жизни Обломова». Но все же Олег Табаков играл Обломова, как философа. «Обломовщина» - это философия умных, но ленивых и уставших людей в его замечательной картине. Обломов у Карбаускиса - не философия, а уже хронический диагноз. Обломовщина - страшная болезнь, но куда страшнее действия «других», у которых нет совести и нет Бога.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.