Московские набережные превратят в места для спорта и отдыха
— Сергей Олегович, в последние годы набережные в особом фокусе внимания. Ряд конкурсов, начало благоустройства отдельных территорий — это только первая часть работы. На каком этапе она сейчас?
— Ведется проработка концепций нескольких набережных: вдоль Химкинского водохранилища, вблизи Живописной улицы, участок под Сабуровскими железнодорожными мостами, в районе Капотня и Щукинский полуостров.
— Каковы особенности этих территорий?
— Каждый из участков по-своему уникален: один находится в природном комплексе, у другого сложный рельеф территории, третий расположен на особо охраняемой природной территории. Некоторые набережные насыщены объектами спорта и эллингами, которые, увы, находятся в полузаброшенном состоянии, а другие участки не позволяют людям подойти к воде. Сейчас разработаны предложения, позволяющие открыть набережные для горожан и гостей столицы.
— Давайте остановимся на каждом участке подробнее.
— Набережная Химкинского водохранилища сможет стать новым центром активности у воды: реконструкция эллингов в спортивные, торговые и развлекательные объекты обязательно порадует любителей активного образа жизни. На Щукинском полуострове, с его экотропами и ограниченным доступом на территорию, после благоустройства жители смогут узнать больше про природу своего города. Вблизи Живописной улицы есть Соболев ручей, который подчеркивает уникальность этой набережной, а сочетание высоких холмов и ручья в низине позволяет создать уютное пространство для прогулок и отдыха. Есть целый ряд предложений: комфортный прогулочный маршрут от жилой застройки до набережной Москвы-реки по пешеходному серпантину вдоль ручья, а неподалеку хотим разместить понтонный мост для связи с Щукинским полуостровом. А вот набережная под Сабуровскими мостами находится в сложной градостроительной ситуации: с одной стороны, участок располагается между двумя набережными-парками, а с юга к нему примыкает жилой комплекс.
Тут предлагается создать зоны активностей, насытить набережную детскими и спортивными тренажерами и сформировать комфортную безопасную связь с другими парками-набережными.
— А что с Капотней?
— Капотня изолирована от остальных районов: с одной стороны — Московский нефтеперерабатывающий завод, с другой — МКАД. Предлагается реорганизовать улично-дорожную сеть, создать единый вело-пешеходный маршрут. Но для этого нужно демонтировать старые гаражи. На месте снесенных конструкций запланированы благоустроенные зеленые территории. Это поможет сделать район набережной Капотни привлекательнее.
— Скажите, сколько всего планируется обустроить километров набережных?
— Мы предлагаем к благоустройству более 65 километров набережных. Это много даже для такого мегаполиса, как Москва. Для сравнения: протяженность Гудзона в Нью-Йорке — 25, Сены в Париже — 12, реки Ханган в Сеуле — 41 километр. Москва-река тянется по городу как лента и должна стать его украшением. Уже сейчас мы можем говорить о первых результатах: к этому году преобразили более 50 километров набережных, в том числе в рамках городских программ. А в утвержденной адресной инвестиционной программе до 2020 года заложено благоустройство свыше 25 километров берегов.
— Какие объекты получит город после благоустройства набережных?
— Открытие набережных для горожан — главная цель проекта. Появление новых маршрутов создаст комфортные условия для занятий спортом. Пляжи, причалы для речных трамвайчиков, детские площадки, зоны отдыха и озеленение — все это будет реализовано в зависимости от потенциала районов. Индивидуальный подход к каждому участку в рамках единого дизайн-кода я считаю эффективным.
СПРАВКА
В 2014 году прошел конкурс на разработку концепции развития территории, прилегающей к Москве-реке. С 2015-го ведется разработка победившей концепции.
Сейчас Москомархитектура ведет работу с Градпланом по проработке концепции развития нескольких набережных.