«Кабала святош»: весь спектакль на самой высокой эмоциональной ноте
Театр XVII века. Манерная речь актеров на сцене и накал эмоций — за кулисами. Пространство именно здесь, за театральными кулисами, и становится главным местом действия.
Вместо лож, занавеса и партера — волны света, которые выступают в роли главной декорации. Успокаивающий белый, создающий объем пространства — синий, накаляющий страсти, цвет угрозы и настороженности — красный. Но главное, конечно же, артисты, дотянувшиеся до гиперболизированных образов прошлого.
— «Сыграв особу, чуждую по духу, вы докажете, что вы — актер», — этой фразой из спектакля можно охарактеризовать всю проделанную нами работу, — утверждает Фарид Тагиев, сыгравший в спектакле роль Захарии Муаррона. — Мы, как и наши герои, живем в театре, мы показываем тот же быт, близкую нам среду. Эта история, по большому счету, про нас самих. И все же, я на поступки Муаррона смотрю уже иначе.
Когда-то, наверное, было что-то общее. Сейчас же моему герою можно только посочувствовать.
И действительно: по сюжету пригретый Мольером сирота Муаррон, подрабатывавший выступлениями на ярмарках, за пять лет становится ярчайшим актером-любовником Парижа. Но поддавшись юношеской беспечности, забавы ради он соблазняет жену драматурга, красавицу Мадлену Бежар. Не выдержав предательства, Мольер гонит пасынка прочь. А тот, озлобившись на острые слова, предает заветную тайну театра архиепископу Шаррону — воплощению всех самых низкий пороков человечества, той самой кабалы святош.
— Мы держим весь спектакль на самой высокой эмоциональной ноте, — говорит заслуженный артист России, исполнитель роли Мольера Сергей Бородинов. — Для нас это не ново. Это принцип Театра на Юго-Западе. Такой высокий градус мы стараемся выдерживать в каждом представлении. Здесь же это — основа самой идеи.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Леушин, художественный руководитель Театра на Юго-Западе, заслуженный артист России:
«Кабала святош» — это спектакль о памяти, о продолжении, о вере в то, что мы делаем, о наших корнях. В свое время наш учитель, основатель театра Валерий Белякович поставил спектакль «Мольер» в память о его собственном ушедшем мастере Борисе Равенских. Та постановка стала легендой со своей судьбой и гастрольной географией от Великобритании до США. Два года мне хотелось возродить образ Мольера в память о нашем наставнике. Наконец мы это сделали.