Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет
Первый кольцевой трамвайный маршрут появился в столице в 1911 году и проходил в основном вдоль Бульварного кольца, проезжая по трем набережным — Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. Название рейса пошло от обозначения Бульварного кольца, которое в те годы называлось просто кольцом «А», а потом москвичи стали называть его «Аннушкой».
— Этот трамвайный маршрут в городе был ключевым. Собственно, он до сих пор остался таковым для жителей столицы. «Аннушка» воспета во многих литературных произведениях и воспоминаниях известных людей. Более того, название этого маршрута стало нарицательным. Он символизирует эпоху, когда трамваев в столице было очень мало и маршруты обозначались не цифрами, а буквами, — говорит Михаил Коробко.
«Аннушка» оставалась в неизменном виде до 1931 года, когда Пречистенский и Соймоновский участки были перенесены на улицы Ленивка и Волхонка. А спустя три года кольцо по маршруту трамвая «А» впервые разомкнулось, и трасса пролегла от площади Кропоткинских ворот до Зацепской площади, хотя уже в 1935 году маршрут восстановили в том же виде. Спустя год «Аннушку» снова ждали перемены — после демонтажа рейсового полотна на Кремлевской и Москворецкой набережных маршрут проложили на противоположном берегу Москвы-реки, по улицам Серафимовича, Болотной и Осипенко (нынешняя Садовническая). В то же время трассу из-за сильного уклона по Устьинскому проезду перенесли вдоль Варварки и Солянки, а участок на отрезке Яузского бульвара был демонтирован.
— Как бы парадоксально это бы ни звучало, роль «Аннушки» я бы, пожалуй, сравнил с нынешней ролью МЦК в городе. Сегодня Московское центральное кольцо — один из самых востребованных маршрутов в городе, и аналогичную роль играла для жителей города в эпоху СССР «Аннушка». Когда-то на трамвае «А» можно было объездить почти всю Москву — как центр, так и окраину, — добавляет Коробко.
Однако в 1937 году «Аннушка» перестала ходить по кольцевому движению. Рельсы на Болотной улице разобрали, и ее маршрут изменился: она стала ходить по трассе от Зацепской площади до площади Кропоткинских ворот.
Маршрут «А» постоянно менялся в разное время в связи с чересчур большим уклоном дорог и демонтажом разных участков. До сих пор конечной точкой является станция метро «Чистые пруды». Но конечной она стала лишь в 1971 году, когда с Рождественского и Сретенского бульваров исчезли трамвайные рельсы.
В 1997 году «Аннушка» ездила от метро «Чистые пруды» к Калужской площади — и до сих пор этот маршрут остается неизменным. Некоторые трамваи сегодня являются экскурсионными, в них работает кафе или трактир, проходят корпоративные праздники и торжественные события. Конечно, отметить праздник в экскурсионном трамвае «А» — развлечение недешевое, однако среди москвичей, особенно коренных, пользуется немалой популярностью.
«Аннушка» дорога сердцу горожан. Они обожали ездить по этому маршруту. До сих пор старожилы и те, кто неравнодушен к истории города, садятся в трамвай и катаются по центральным улицам столицы. Люди настолько любят «Аннушку, что даже посвятили ей четверостишие:
Аннушка, Аннушка-вострушка,
Сколько мы с тобою провели минут!
Дорогая Аннушка, ты уже старушка,
С каждым днем короче твой маршрут…
Другие памятные маршруты
Трамвайная сеть столицы богата историей, и москвовед Михаил Коробко отмечает, что сегодня продолжают действовать несколько памятных рейсов. Например, знаменитая «Букашка», которую запустили в 1912 году на смену конке по Садовому кольцу. Название его сопряжено с названием дороги — ранее она значилась просто кольцом Б, по аналогии с Бульварным. И москвичи тоже дали маршруту прозвище — «Б» стал «Букашкой». Сегодня по этому рейсу трамваи больше не курсируют, зато по точно такому же маршруту ездят троллейбусы. А еще на Садовом по субботам уже более 13 лет курсирует «Синий троллейбус», где проходят концерты бардовской песни.
Михаил Коробко также называет маршрут №11, который проходит от 16-й Парковой улицы до района Останкино.
— Он едет через «спальные» районы столицы — Останкинский, Преображенский, Богородский, Семеновский, Измайловский. Маршрут существует уже давно и вполне заслуживает называться эпохальным, — считает москвовед.
Некоторые писатели даже считали 11-й маршрут волшебным, потому что трамваи, курсирующие по нему, в основном ходят через парк, и в их стекла стучатся зеленые ветки деревьев, чувствуется лесной запах, будто гуляешь в сказочном лесу. А еще 11-е трамваи проезжают через тихие и уютные улочки Москвы, далекие от центра города, и порой даже создается некое ощущение ирреальности происходящего.
Любимым среди москвичей и особенно среди туристов трамвайным маршрутом является рейс №39, который идет от станции метро «Чистые пруды» и проходит по участку Бульварного кольца и завершается у станции метро «Университет», в пешей доступности от Московского государственного университета. Каждый, кто сядет на 39-й трамвай, увидит множество столичных достопримечательностей: Свято-Данилов и Донской монастыри, старинные усадьбы, районы сталинской застройки на Ленинском проспекте. Певица Ирина Богушевская даже написала песню «Тридцать девятый трамвай», посвященный этому маршруту.
Михаил Коробко также называет трамвайный маршрут №26, следующий от депо имени Апакова на улице Шаболовка и до станции метро «Университет».
— Это исторический маршрут, который был в столице одним самых дальних в свое время и следовал от центра столицы до юго-западного района. Он сохранился до настоящего времени почти в первозданном виде, — отмечает москвовед.
Еще один интересный и памятный для жителей города маршрут — 9-й, он ходит от Каланчевской улицы до Тверской заставы. Многим он запомнился как маршрут с оборотом в тупике. По нему ездит уникальный подвижной состав — двухвагонные поезда, сцепленные по схеме «тяни-толкай». Двери в этих вагонах установлены с обеих сторон, поэтому машинисты разворачивают трамваи в тупике, как поезда метро. Объясняется такая необычная для Москвы схема исчезновением трамвайного кольца на Лесной улице и застройки его территории офисными зданиями.
КСТАТИ
Как ранее сообщил главный инженер ГУП «Мосгортранс» Павел Хмелев, за восемь лет в Москве реконструировали 220 километров трамвайных путей — более половины из 418 километров. А в 2018 году специалисты отремонтировали около 20 километров путей — в центре столицы, а также на северо-востоке, востоке и юге Москвы.