Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Петр Зеленка: «Русские любят грешить и каяться»

Развлечения

Экранизации Достоевского наши киноманы изучают с пристрастием, особенно если их делают иностранные режиссеры. Хочется верить, что подобная участь ожидает и фильм чеха Петра Зеленки «Карамазовы», который на днях выходит в российский прокат. Фильм, несомненно, стоит того, чтобы его посмотреть, и посмотреть внимательно, ибо в трактовке чешского режиссера Достоевский прозвучал волнующе современно и вызывающе увлекательно. «Карамазовы» «прокатились» по многим фестивалям и практически везде уверенно входили в топовую десятку зрительских предпочтений.Что сподвигло Петра Зеленку взяться за экранизацию признанного исследователя загадочной русской души, мы поинтересовались у самого режиссера.[b][i]Есть ли Бог?[/i]– Петр, когда вы впервые прочли Достоевского и что это было за произведение?[/b]– Когда я учился в Чехии, в школе изучали русскую литературу – не знаю, преподают ли ее чешским школьникам сейчас. И хотя в программе было мало Достоевского, а много Пушкина, что-то я должен был прочесть. Уже даже не помню что.[b]– Но не «Братья Карамазовы»?[/b]– Эту книгу я тоже читал, точнее пытался. Мне было 16 лет, и в этом возрасте она у меня «не пошла». Вернулся я к ней уже гораздо позже, через театральную постановку нашего классика Эвальда Шорма. Собственно, «Карамазовы» – это киноверсия театральной постановки. ([i]По сюжету, пражскую труппу приглашают сыграть спектакль по «Братьям Карамазовым» на альтернативном театральном фестивале «Ближе к жизни», который проходит в польском городе Кракове. Они играют на полуразрушенном сталелитейном заводе, и в какой-то момент достоевские страсти врываются в настоящую жизнь.[/i] – [b]И.Ш.[/b]).[b]– Ваши герои – они же герои Достоевского, все время задаются вопросом: «Бог есть или Бога нет?» Лично для себя как вы на этот вопрос отвечаете?[/b]– А как отвечает Достоевский – помните? Если Его нет, то кто же тогда насмехается над людьми?[b]– Говорят, дьявол...[/b]– Но если Бога нет, тогда и дьявола тоже нет?! Откуда нам тогда черпать моральные принципы, если нет ни Бога, ни дьявола? В чем искать силу?[b][i]В чем сила, Петр?[/i]– В России все ее ищут в разных вещах, многие, помоему, так и не находят. Какова ситуация в Чехии – в чем ищут силу ваши соотечественники?[/b]– В Чехии сейчас многие считают, что сила в религии. В России, мне кажется, думают, что сила в деньгах.[b]– А почему вам кажется, что в России думают именно так?[/b]– Не знаю, ощущение такое.[b]– А вы что предпочитаете – религию или в деньги?[/b]– Наверное, ни то, ни другое. Для меня сила, скорее, в общении с какими-то высшими слоями... Не знаю, как точно сформулировать. Например, в фильме роль Бога исполняет Искусство как таковое. Все поклоняются ему. Даже поляк, у которого погибает ребенок, не едет к нему в госпиталь, а досматривает спектакль до конца и, может быть, получает силу для того, чтобы справиться со своей личной трагедией.[b][i]Славянский шкаф[/i]– Я смотрела ваш фильм дважды – сначала на фестивале в Карловых Варах – с английскими субтитрами, и позже на фестивале «Завтра» в Москве – уже с русскими. Признаюсь, родной язык несколько сместил акценты восприятия. Выяснилось, что картина, будучи, на мой взгляд, очень славянской по духу, по содержанию гораздо более антиславянская, чем мне показалось в первый просмотр.[/b]– Что вы имеете в виду?[b]– Вы, с одной стороны, иронизируете над славянами. Интервью за Достоевского у вас дает игрушечная обезьянка, которая к тому же рассказывает, что пишет свои произведения исключительно после эпилептических припадков, правнуку классика – в смысле правнуку Федора Михайловича – вообще уже ничего в этой жизни не надо, кроме как купить подержанный BMW, который, к тому же, сразу ломается на польских жутких дорогах. В общем, получается, к славянам вы «как-то не очень». Но при этом такое ощущение, что чем-то эти люди вам очень нравятся, где-то даже восхищают...[/b]– Да, вы правы, меня восхищает страстность славянской натуры – в этом действительно есть что-то завораживающее, сражающее наповал. Но в то же время есть вещи, которые мне не нравятся категорически: например, желание сначала натворить гадостей, а потом плакать, рыдать, каяться, исповедоваться. Желание чувствовать себя жертвой, это вечное стремление страдать. Что и говорить, российская культура – она, безусловно, таинственная и загадочная для европейца.[b]– Загадочная русская душа – вы ведь наверняка слышали это выражение?[/b]– Конечно, слышал. Известное выражение.[b]– А «загадочная чешская душа» – она существует?[/b]– Нет, у нас говорят «мелкая чешская душонка»…[b]– Кем, на ваш взгляд, чехи себя сегодня в большей степени ощущают – европейцами или славянами?[/b]– Чехи совсем не задаются вопросом идентификации. Вообще мне первый раз задают такой вопрос – очень, кстати, правильный. Но я даже не знаю, как на него ответить. В Чехии ставят вопрос подругому: мы в большей степени кто – европейцы или капиталисты? То есть либо мы глобальные капиталисты, либо мы уважаемое европейское государство.[b]– Мы много говорим о различии славянских и прочих ценностях и об их конфликте. Как лично вы их определяете?[/b]– Западная культура основана на уважении к личности. Восточная – более национальная. Если приводить конкретный пример, то немец является немцем, даже если он на самом деле турок – это западное мышление. А в России вы русский, только если вы родились и росли в России. Даже несмотря на то, что у вас была многонациональная страна, внутренне это не прижилось.[b][i]Молчание – не золото[/i]– В одном из интервью вы говорили, что при постановке «Карамазовых» вас интересовала не загадочная русская душа, а в большей степени трагедия интеллигента в современном обществе. Вы хотели разобраться, может ли он быть реальной силой... И к какому выводу вы пришли?[/b]– Решил, что может. Он не должен молчать, нужно высказывать свое мнение, доносить его ясно, понятно и аккуратно. Тогда есть шанс что-то изменить.[b]– Российскому интеллигенту сейчас непросто.[/b]– Чешскому тоже сложно. Даже высказывать свое мнение. Стоит покритиковать рыночную экономику или сказать о том, что государство должно поддерживать кино, можно получить ярлык «левый». Почти не делается различия между левыми и коммунистами.[b]– А у вас государство все-таки поддерживает кинематограф?[/b]– С государственным деньги хуже, чем в России. Бюджеты маленькие. То есть тебя вынуждают делать очень дешевое кино.[b]– Если бы вам предложили работать в России, вам было бы это интересно?[/b]– Вполне возможно. Я работал в Польше по контракту и уже привык, что могу работать за границей. Но главными для меня были бы вопросы: почему именно я и что от меня хотят. Надо, чтобы я захотел того же.[i]Карловы Вары–Москва[/i][b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Как вы относитесь к современным экранизациям классики?[/i]Ирина ВЕЛИКАНОВА, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Я приветствую это. Даже если есть какие-то ошибки и отступления от авторской трактовки, присутствует свое видение кинематографистов, экранизация классических произведений – все равно один из немногих эффективных способов поддерживать интерес молодежи к отечественной литературе.Петр ЗЕЛЕНКА родился в 1967 году, окончил знаменитую чешскую киношколу FAMU (сценарное отделение), в 1996 году снял свою дебютную полнометражную картину – «Мняга – хеппиэнд». Успех режиссеру принесла его следующая работа – «Пуговичники», которая получила ряд престижных кинонаград (в частности, приз «Тигр» на Роттердамском МКФ и «Чешских львов» – национальную кинопремию Чехии). В 2002-м Зеленка выступил в качестве сценариста и режиссера картины «Год дьявола», которая была признана лучшим фильмом года на фестивале в Карловых Варах и собрала семь «Чешских львов». В 2005 году написал и поставил пьесу «Хроники обыкновенного безумия», за которую получил приз чешских театральных критиков.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.