Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

Петр Зеленка: «Русские любят грешить и каяться»

Развлечения

Экранизации Достоевского наши киноманы изучают с пристрастием, особенно если их делают иностранные режиссеры. Хочется верить, что подобная участь ожидает и фильм чеха Петра Зеленки «Карамазовы», который на днях выходит в российский прокат. Фильм, несомненно, стоит того, чтобы его посмотреть, и посмотреть внимательно, ибо в трактовке чешского режиссера Достоевский прозвучал волнующе современно и вызывающе увлекательно. «Карамазовы» «прокатились» по многим фестивалям и практически везде уверенно входили в топовую десятку зрительских предпочтений.Что сподвигло Петра Зеленку взяться за экранизацию признанного исследователя загадочной русской души, мы поинтересовались у самого режиссера.[b][i]Есть ли Бог?[/i]– Петр, когда вы впервые прочли Достоевского и что это было за произведение?[/b]– Когда я учился в Чехии, в школе изучали русскую литературу – не знаю, преподают ли ее чешским школьникам сейчас. И хотя в программе было мало Достоевского, а много Пушкина, что-то я должен был прочесть. Уже даже не помню что.[b]– Но не «Братья Карамазовы»?[/b]– Эту книгу я тоже читал, точнее пытался. Мне было 16 лет, и в этом возрасте она у меня «не пошла». Вернулся я к ней уже гораздо позже, через театральную постановку нашего классика Эвальда Шорма. Собственно, «Карамазовы» – это киноверсия театральной постановки. ([i]По сюжету, пражскую труппу приглашают сыграть спектакль по «Братьям Карамазовым» на альтернативном театральном фестивале «Ближе к жизни», который проходит в польском городе Кракове. Они играют на полуразрушенном сталелитейном заводе, и в какой-то момент достоевские страсти врываются в настоящую жизнь.[/i] – [b]И.Ш.[/b]).[b]– Ваши герои – они же герои Достоевского, все время задаются вопросом: «Бог есть или Бога нет?» Лично для себя как вы на этот вопрос отвечаете?[/b]– А как отвечает Достоевский – помните? Если Его нет, то кто же тогда насмехается над людьми?[b]– Говорят, дьявол...[/b]– Но если Бога нет, тогда и дьявола тоже нет?! Откуда нам тогда черпать моральные принципы, если нет ни Бога, ни дьявола? В чем искать силу?[b][i]В чем сила, Петр?[/i]– В России все ее ищут в разных вещах, многие, помоему, так и не находят. Какова ситуация в Чехии – в чем ищут силу ваши соотечественники?[/b]– В Чехии сейчас многие считают, что сила в религии. В России, мне кажется, думают, что сила в деньгах.[b]– А почему вам кажется, что в России думают именно так?[/b]– Не знаю, ощущение такое.[b]– А вы что предпочитаете – религию или в деньги?[/b]– Наверное, ни то, ни другое. Для меня сила, скорее, в общении с какими-то высшими слоями... Не знаю, как точно сформулировать. Например, в фильме роль Бога исполняет Искусство как таковое. Все поклоняются ему. Даже поляк, у которого погибает ребенок, не едет к нему в госпиталь, а досматривает спектакль до конца и, может быть, получает силу для того, чтобы справиться со своей личной трагедией.[b][i]Славянский шкаф[/i]– Я смотрела ваш фильм дважды – сначала на фестивале в Карловых Варах – с английскими субтитрами, и позже на фестивале «Завтра» в Москве – уже с русскими. Признаюсь, родной язык несколько сместил акценты восприятия. Выяснилось, что картина, будучи, на мой взгляд, очень славянской по духу, по содержанию гораздо более антиславянская, чем мне показалось в первый просмотр.[/b]– Что вы имеете в виду?[b]– Вы, с одной стороны, иронизируете над славянами. Интервью за Достоевского у вас дает игрушечная обезьянка, которая к тому же рассказывает, что пишет свои произведения исключительно после эпилептических припадков, правнуку классика – в смысле правнуку Федора Михайловича – вообще уже ничего в этой жизни не надо, кроме как купить подержанный BMW, который, к тому же, сразу ломается на польских жутких дорогах. В общем, получается, к славянам вы «как-то не очень». Но при этом такое ощущение, что чем-то эти люди вам очень нравятся, где-то даже восхищают...[/b]– Да, вы правы, меня восхищает страстность славянской натуры – в этом действительно есть что-то завораживающее, сражающее наповал. Но в то же время есть вещи, которые мне не нравятся категорически: например, желание сначала натворить гадостей, а потом плакать, рыдать, каяться, исповедоваться. Желание чувствовать себя жертвой, это вечное стремление страдать. Что и говорить, российская культура – она, безусловно, таинственная и загадочная для европейца.[b]– Загадочная русская душа – вы ведь наверняка слышали это выражение?[/b]– Конечно, слышал. Известное выражение.[b]– А «загадочная чешская душа» – она существует?[/b]– Нет, у нас говорят «мелкая чешская душонка»…[b]– Кем, на ваш взгляд, чехи себя сегодня в большей степени ощущают – европейцами или славянами?[/b]– Чехи совсем не задаются вопросом идентификации. Вообще мне первый раз задают такой вопрос – очень, кстати, правильный. Но я даже не знаю, как на него ответить. В Чехии ставят вопрос подругому: мы в большей степени кто – европейцы или капиталисты? То есть либо мы глобальные капиталисты, либо мы уважаемое европейское государство.[b]– Мы много говорим о различии славянских и прочих ценностях и об их конфликте. Как лично вы их определяете?[/b]– Западная культура основана на уважении к личности. Восточная – более национальная. Если приводить конкретный пример, то немец является немцем, даже если он на самом деле турок – это западное мышление. А в России вы русский, только если вы родились и росли в России. Даже несмотря на то, что у вас была многонациональная страна, внутренне это не прижилось.[b][i]Молчание – не золото[/i]– В одном из интервью вы говорили, что при постановке «Карамазовых» вас интересовала не загадочная русская душа, а в большей степени трагедия интеллигента в современном обществе. Вы хотели разобраться, может ли он быть реальной силой... И к какому выводу вы пришли?[/b]– Решил, что может. Он не должен молчать, нужно высказывать свое мнение, доносить его ясно, понятно и аккуратно. Тогда есть шанс что-то изменить.[b]– Российскому интеллигенту сейчас непросто.[/b]– Чешскому тоже сложно. Даже высказывать свое мнение. Стоит покритиковать рыночную экономику или сказать о том, что государство должно поддерживать кино, можно получить ярлык «левый». Почти не делается различия между левыми и коммунистами.[b]– А у вас государство все-таки поддерживает кинематограф?[/b]– С государственным деньги хуже, чем в России. Бюджеты маленькие. То есть тебя вынуждают делать очень дешевое кино.[b]– Если бы вам предложили работать в России, вам было бы это интересно?[/b]– Вполне возможно. Я работал в Польше по контракту и уже привык, что могу работать за границей. Но главными для меня были бы вопросы: почему именно я и что от меня хотят. Надо, чтобы я захотел того же.[i]Карловы Вары–Москва[/i][b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Как вы относитесь к современным экранизациям классики?[/i]Ирина ВЕЛИКАНОВА, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Я приветствую это. Даже если есть какие-то ошибки и отступления от авторской трактовки, присутствует свое видение кинематографистов, экранизация классических произведений – все равно один из немногих эффективных способов поддерживать интерес молодежи к отечественной литературе.Петр ЗЕЛЕНКА родился в 1967 году, окончил знаменитую чешскую киношколу FAMU (сценарное отделение), в 1996 году снял свою дебютную полнометражную картину – «Мняга – хеппиэнд». Успех режиссеру принесла его следующая работа – «Пуговичники», которая получила ряд престижных кинонаград (в частности, приз «Тигр» на Роттердамском МКФ и «Чешских львов» – национальную кинопремию Чехии). В 2002-м Зеленка выступил в качестве сценариста и режиссера картины «Год дьявола», которая была признана лучшим фильмом года на фестивале в Карловых Варах и собрала семь «Чешских львов». В 2005 году написал и поставил пьесу «Хроники обыкновенного безумия», за которую получил приз чешских театральных критиков.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.