Спектакль «Антракт»: чистая правда о закулисье
На спектакль «Антракт», в котором главный герой — столичный режиссер Павел Богомолов, попасть непросто. В московском Театре Луны он идет на Малой сцене, и билеты на него надо покупать за два месяца вперед. По рецензиям театральных артистов, этот спектакль отражает чистую правду о нравах и законах современного театра.
«Антракт» поставила ученица Олега Павловича Табакова и Романа Виктюка Наталья Когут. У нее большой опыт театральной жизни, причем и в качестве актрисы, и в качестве режиссера. Автор пьесы — одессит Александр Мардань.
Главная юмористка этого спектакля — старейшина сцены Анфиса. Ирина Чипиженко играет практически саму себя — поцелованную богом актрису — звезду провинциальной сцены, которая знает свое дело и никогда не разочаровывает публику. Ирина Чипиженко — потомственная актриса, которая играла в Омском, Чеченском, Алтайском театрах, а с 1993 года играет в Театре Луны. Художественный руководитель Театра Луны Сергей Проханов не мог не оценить ее природный дар и мастерство, в результате ей досталась главная роль.
Ее героиня — ведущая актриса, которая смогла остаться очень хорошим человеком. Пожалуй, Анфиса — единственная, которую не испортил театр со всеми его интригами и несправедливостями, не волк и не овца, не хищник и не жертва. Она — верный служитель сцены и, по сути, на ней держится театр.
Худрук этого театра, некогда дерзкий режиссер Петр, стал заурядным халтурщиком, серостью, он сдает площади театра в аренду, радуется мелочам и не злит местную власть. А вот его однокурсник и друг Павел Богомолов вырвался из провинциального болота на мировую сцену и состоялся как художник. Богомолов, разумеется, двойник Константина Богомолова — как по части скандалов, так и режиссерской смелости. В хорошей пьесе параллели обязательны. Еще он и Дон Жуан.
Впрочем, Павел Богомолов напоминает и других знаменитых режиссеров. Он умеет работать с актрисами, открывая в них новые грани таланта, как это делает, например, Римас Туминас. И еще есть черточки от худрука театра имени Вахтангова. Вряд ли автор пьесы знает Римаса Туминаса, но он описал тип большого режиссера, который идет по линии наибольшего сопротивления, приносит в жертву искусства покой, здоровье и создает спектакли-события.
В спектакле «Антракт» представлены три типажа актрис. Причем создатели нашли связь между ними и тремя сестрами из пьесы Чехова. Маша — терпеливая, мудрая, серьезная и бесконечно одинокая. В театре она играет главные роли, но не получает от этого удовольствия. Будто бы несет свой крест — первой и главной. Ольга — в вечном ожидании любви, главной роли, удачи и славы. Она достойна быть первой, но по иронии судьбы — вечно вторая, хотя и любимая. Ирина не ждет, не мучается и не разбирает средства для достижения цели. Она молодая, отчаянная и эгоистичная. У нее всегда будут и кавалеры, и роли.
«Антракт» о том, что театр — это сложное, противоречивое, требовательное пространство, где все как на войне. Один опрометчивый шаг и... прости-прощай. И театр — труд, к счастью, благодарный. Зрители аплодируют от души, не жалея эмоций. В Москве прекрасные театры, а будут еще лучше. 2019 год — Год театра, и нас ждет много замечательных премьер и открытий.