В Царицыне открылась выставка, посвященная свадьбе
Шляпка – с помойки, подвенечное платье – из антикварного магазина. Обручальные кольца конца XIX века – из деревни Савино. Свадебная почтовая открытка «Совет да любовь» отпечатана в 1958 году. По крупинкам, по осколочкам собирались экспонаты для уникальной выставки, посвященной одному из самых счастливых моментов в жизни человека – свадьбе.[b]Прейскурант на счастье[/b]Полюбоваться на старинные подвенечные платья, погадать на суженого и узнать, как менялись свадебные обряды за последние два столетия, смогли все посетители выставки «Топография счастья», которая прошла в атриуме «Хлебного дома ГМЗ «Царицыно». Счет за пошив приданого госпожи Неоловой из модного ателье «Мадам Ольга», что было на Троицкой улице в Петрограде в 1916 году, составил 1850 рублей. Где через год щеголяла молодая жена в обновах от «Мадам Ольги»? По охваченному революцией Петрограду или по парижским улочкам? От супружеского счастья госпожи Неоловой осталась лишь потрепанная временем бумага – счет за подвенечное платье, фату, котиковое пальто, электрикглясе платье и прочие предметы гардероба столичной модницы.– Эта бумага – очень дорогой экспонат. Я купила ее за 30 тысяч рублей, – рассказывает создательница санктпетербургского Музея свадьбы Ольга Морозова.Эта выставка напоминала вековую индустрию женского счастья, собранную по кусочкам несколькими женщинами – директорами музеев и работниками загсов. В создании экспозиции участвовали также Российский этнографический музей и московское Управление ЗАГС.– Некоторые вещи, которые не так давно были неотъемлемым атрибутом бракосочетания, теперь невозможно найти, – рассказывает куратор выставки Ольга Соснина. – Например, еле удалось заполучить талон, по которому молодожены покупали дефицитные вещи. Даже ленты регистраторов днем с огнем не сыщешь.Здесь даже записанная на пленку фраза: «Объявляю вас мужем и женой!» – ценный экспонат.[b]Замуж, как Марина Влади[/b]Посетителям выставки кроме сундука с приданым зажиточной невесты Марины Ивановны Александровой, за к о торой давали 11 метров розового муара, пеньковую скатерть, 8 серебряных ложек да уйму прочих ценностей по списку, показали расписное брачное ложе крестьянской пары – чудом уцелевшую деревянную кровать. Здесь можно было услышать истории «русских жен», вышедших в 90-е годы замуж на иностранных «принцев», и посмотреть архивные кадры с комсомольских свадеб 20-х годов.Целые семейные фотоальбомы и обрядовые зеркала, подсвечники и девичьи гребни были собраны на стендах.Но больше всего людей толпилось в залах со свадебными платьями. Организаторы выставки собрали туалеты невест разных эпох и достатка. От крестьянских суконных нарядов позапрошлого века до моделей 60-х, когда советские женщины копировали с открыток фасоны платьев Марины Влади и Брижит Бардо.Стараниями отечественных модельеров 70-х экспозиция пополнилась капроновыми пышными юбками. Наряды из синтетической ткани «Космос» сменили смелые мини и кримпленовые макси.– Вот это платье – счастливое, – продолжила свою экскурсию Ольга Морозова. – Оно передавалось от невесты к невесте. – В нем с 1970-х по 1980-е годы успели сочетаться законным браком аж пять девушек.Шикарное свадебное платье из последней коллекции Валентина Юдашкина поместили в отдельном зале. У него еще нет своей истории – в отличие от трех сотен туалетов из коллекции Музея свадьбы.[b]Самый ценный чемоданчик[/b]Нет уже людей, клявшихся перед церковным алтарем или работнику советского Дворца бракосочетания в любви до гроба. Остались лишь источенные молью и пропахшие нафталином кружева бабушкиных нарядов.В соседнем зале за стеклянным стендом миниатюрное белое платье, туфли, будто снятые с детской ножки, мужнин черный цилиндр и пара перчаток. В этом наряде венчались в 1909 году два влюбленных школьных учителя. Она – выпускница бестужевских курсов, преподавала русский язык, а он – математику. Через три года молодой супруг скончался от холеры, бушевавшей тогда в Петербурге. Платье и все свадебные наряды молодая вдова сложила в чемоданчик и хранила его на протяжении долгих лет. Мужнин цилиндр пережил три войны – гражданскую, финскую и Великую Отечественную. Когда из блокадного Ленинграда эвакуировали людей, взять можно было только самое необходимое. И учительница русского языка спасла лишь этот чемоданчик с вещами.Милые сердцу вещи увозили из страны эмигрантки, чтобы потом, много лет спустя, завещать внукам передать подвенечное платье на Родину.Или вот история еще одного девичьего наряда. Скромное, в черный цветочек, платье было сшито в начале лета 1941-го.Молодые уже заявление в ЗАГС подали, регистрацию им назначили на 22 июня… Расписаться не успели – жених ушел добровольцем на фронт. А невеста берегла наряд. Влюбленные встретились 10 лет спустя и сыграли свадьбу. Она была в этом самом довоенном платье.Однако не всегда хорошее приданое и веселая свадьба становятся залогом счастливого будущего супругов. На выставке есть по крайней мере два тому подтверждения. Указы Синода от 1908 г.и от 1914 г., согласно которым были расторгнуты браки. Первый семейный союз распался по причине прелюбодеяния мужа, второй – из-за измены жены.