Всадник искал свободы и смерти
[b]Оперу Аулиса Саллинена «Всадник» москвичи увидели в рамках обменных гастролей с Оперным фестивалем в Савонлинне.[/b]Гастроли приурочены к 100-летним юбилеям парламентов Финляндии и России. В июле 2007 года опера Большого театра впервые выступит в Савонлинне – повезут «Бориса Годунова» Мусоргского и «Детей Розенталя» Десятникова.Оперный фестиваль в Савонлинне – скандинавский «ответный удар» знаменитым фестивалям зальцбургскому и байрейтскому. Его театральная площадка – средневековая крепость Олавинлинна, окруженная водами озера, к 500летию которой в 1975 году и был написан «Всадник».Действие оперы происходит в XVI –XVII веках в Новгороде и в лесах Сяяминки (ныне это городской район Савонлинна). В либретто же (по пьесе Пааво Хаавикко) не надо искать реальных персонажей и событий.В пасхальную ночь воин – Всадник Антти в шкуре медведя, – мучимый ревностью, сжигает дом новгородского купца вместе с его хозяевами. Мучимый совестью Антти, скрывающийся от правосудия, мечтает основать Лесное государство – «страну счастливых между разбойничьими государствами – Швецией и Россией», разрабатывает план захвата королевской усадьбы. Но заговор раскрыт…В опере блистательно сочетаются все компоненты – либретто, сценография, музыка, исполнение. Такая редкость! В основе сценографии – черные ружейные стволы ладожских моряков, преображающиеся то в обугленный остов сожженного дома купца, то в своды крепости Савонлинна, то в зал суда. А то предстают черным нутром Всадника, подобно Летучему голландцу, ищущему смерти.В финале сцену заливает ослепительный свет амбарных свечей, «обглоданных крысами». Мрачную средневековую атмосферу передает текст: «Жизнь мужчины уместится на его шкуре», «Знаешь ли ты, по какой причине в мире идет дождь? – Мертвые плачут», «Нет течения быстрее, чем жизнь», «Год недолог, ночь длинна».Музыка, обрамленная речитативами, – колдовская мистерия из минорных финских мелодий и славянских лейтмотивов. Аскетизм партитуры и лаконизм оркестровки украшают симфонические картины, словно иллюстрирующие мистические страницы финского эпоса.Жемчужина оперы – колыбельная Анны, оплакивающей Всадника. Она сродни плачу Ярославны из «Слова о полку Игореве». Точно впору пришлись сцене Большого театра по-вагнеровски звучные голоса Юха Ууситало (Всадник), Йоханны Русонен (Анна), Юрки Антилла (Купец). А сами музыкальные образы артистам удалось поднять над временем. Публика расходилась в ошеломлении.