Игроки и артистка
[b]Взрыв на железной дороге Москва–Санкт-Петербург повлиял и на течение фестивальной жизни в Выборге. Премьеру «Русской игры» пришлось отложить на несколько часов – Павел Чухрай вместе с копией своего нового фильма добирался до первых зрителей почти 24 часа.[/b]«Русская игра» снята по мотивам незаконченной пьесы Гоголя «Игроки». Трое карточных шулеров облапошивают четвертого, не менее, чем они, искушенного в игре. Главного персонажа Павел Чухрай сделал итальянцем, его сыграл дебютант Джулиано Ди Капуа. Обаятельный красавец в реальной жизни увлечен театром, ставит спектакли не у себя в Италии, а в Санкт-Петербурге – прикипел душой к России и к искусству, хотя его небедные родители заняты оливковым бизнесом. А на экране Лукино Форца в исполнении Джулиано Ди Капуа, виртуозный карточный мошенник, отпущен кредиторами на месяц в Россию. На просторах большой страны он надеется найти простодушных, доверчивых игроков, которые благодаря его мастерству расстанутся со своими деньгами. На деле ему встречаются Швохнев, Кугель и Утешительный – Сергей Маковецкий, Андрей Мерзликин и Сергей Гармаш.Для зрителей картина Павла Чухрая настоящий праздник великолепного актерского мастерства. И сами артисты – это видно – получили большое удовольствие от своих ролей. «Обычно артист, когда смотрит свою кинопремьеру, изматывается от волнения и переживаний, – поделился Сергей Маковецкий. – А тут я совершенно расслабился и только радовался, глядя на своих партнеров, да и на себя тоже».Развлекательная и увлекательная картина Чухрая тем не менее содержит в себе немало желчных наблюдений над русским характером.В «Русской игре» хитрованские, вечно навеселе русские игроки догола раздевают умного, искушенного европейца, знающего много способов, как обмануть ближнего. Развенчиваются старинные мифы о добрых и простодушных россиянах, у которых только одна порочная слабость – водка, а в остальном они – сама доброта и душевность. У Чухрая выходит иначе, и в дураках оказывается европеец, которому далеко до русского беспредела. Есть о чем подумать и поспорить.Бесспорной удачей для выборгских зрителей стала «Артистка» Станислава Говорухина. Незатейливое кино, снятое по пьесе Валерия Мухарьямова. Абсолютный хит для антрепризного театра тем не менее в театрах почему-то не ставился. Евгения Добровольская в главной роли и впрямь артистка удивительная, узнаваемая, прямо из жизни. Таких и любят зрители – за то, что своя, родная. По-родственному приветствовали Женю друзья-артисты и кинорежиссеры. Все признавались ей в любви и восхищении: и Сергей Маковецкий, и Валерий Баринов, и Виктор Сухоруков. Павел Чухрай сказал, что для него она кинематографическая дочь, ведь дебютировала Добровольская именно в его первом фильме «Клетка для канареек». «С тех пор, правда, никак не удается мне заполучить ее в фильм, – сказал смеясь Чухрай, – она то коротко стриженная, то беременная».Многодетная мама Евгения Добровольская захватила на единственный фестивальный день, который смогла выкроить в своем напряженном графике, младшего сына Яна. Ясноглазый золотоволосый Ян был наглядным подтверждением, что не всю себя надо отдавать кинематографу – иначе не было бы таких чудесных созданий.Кинорежиссер и сценарист Сергей Ашкенази (в конкурсе его фильм «Искушение») тоже сказал, что мечтает снимать в кино Евгению Добровольскую. Пока что у него сыграла Екатерина Федулова, которая запомнилась по фильму «Питер FМ». Но по-настоящему «Искушение» – бенефис для Сергея Маковецкого. Два Сергея знакомы еще со времен работы на Одесской студии. Там Маковецкий познакомился много лет назад с будущей женой Леной и нашел друга на всю жизнь Сергея Ашкенази. Теперь Ашкенази (все помнят его картину «Криминальный талант») живет в Германии, а работать стремится в России. Здесь он снял свое «Искушение» – о том, как отец уводит любимую женщину у сына.Похожая коллизия есть в моем любимом фильме Луи Малля «Ущерб» с Джереми Айронсом и Жюльетт Бинош. Федулова на Бинош явно не тянет. Сходство Маковецкого с Джереми Айронсом замечено давно, но стоило ли повторяться? Однако на фоне конкурсных картин фестиваля «Окно в Европу» фильм Сергея Ашкенази выглядит серьезным претендентом на победу. Все-таки сделана попытка рассказать о трудновыразимых чувствах и душевных движениях, как говорится, «за попытку спасибо».Конкурс завершился «Железной дорогой» Алексея Федорченко. После талантливой имитации архивного фильма в «Первых на Луне» Федорченко замахнулся на кино притчевое, образное.Критики зауважали, зрители в зале заснули. Что решит жюри узнаем совсем скоро. Пока что Выборгский фестиваль готовится отметить 20-летний юбилей бессмертного фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» и 15-летие фильма Петра Тодоровского «Анкор! Еще анкор!»Петр Ефимович сыграет на любимой гитаре вместе с Сергеем Никитиным, затем на сцену выйдут исполнители ролей в его фильме – Лариса Малеванная, Сергей Никоненко и Станислав Говорухин. Он ведь тоже Артист.[i][b]Выборг[/b][/i]