31 мартобря по старому стилю
[b]Ставшая для России традиционной проблема – “старый стиль” (до сих пор признаваемый православной церковью) и “новый стиль”, по которому мы рождаемся, женимся и уходим в ежегодный отпуск, воспринимается многими как “просто традиция”. И мало кто помнит, что это давний спор двух календарей – юлианского и григорианского.[/b]Что же такое старый “юлианский” календарь? Он носит имя римского императора Гая Юлия Цезаря, хотя, как считают многие историки, был рассчитан еще до рождения римского диктатора. При его составлении астрологи пользовались календарем, употреблявшемся еще в Древнем Египте и связанным с самой яркой звездой небосклона – Сириусом. В основе этого древнеегипетского календаря лежал промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, совпадающими с летним солнцестоянием, составлявший 365,25 суток. Во всяком случае, по официальной версии, в 46 году до Рождества Христова работы по составлению календаря были закончены и через год он стал государственным календарем Римской империи.А появившийся спустя много веков после юлианского так называемый григорианский календарь строится на основе тропического года, то есть периода прохождения Солнца между точками весеннего равноденствия. И год в этом, более точном, календаре равен 365,2422 средних солнечных суток.Никейский Собор, созванный византийским императором Константином Великим в 325 году после Рождества Христова, выработал, среди прочего, и единые правила вычисления Пасхи, применительно к юлианскому календарю. С тех пор этот календарь и служит в качестве церковного календаря.Новый календарь, сторонниками которого были папы Сикст IV и Климент VII, был введен в обращение в 1582 году при папе Григории XIII, а потому и получил его имя. Новый календарь вызвал бурную полемику в христианском мире. Православная церковь, естественно, никакого “папизма” потерпеть не могла. Страны протестантские тоже долгое время сопротивлялись григорианскому календарю, считая, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”. Да и в католических странах он был принят далеко не сразу. Между прочим, и многие ученые авторитеты выступили в защиту старого юлианского календаря, и среди них – великий Коперник.Но постепенно григорианский календарь взял верх над юлианским. В Европе веком его триумфа стало XVIII столетие, причем одной из последних на новый стиль перешла Великобритания – в 1752 году.В Россию все новые веяния приходят с опозданием. К нам и юлианский календарь добрался только при Петре Великом. А переход на новое летоисчисление готовился еще при Временном правительстве, но запоздал, оно оказалось слишком “временным”. В феврале 1918 года все гражданское общество перешло на григорианский календарь, а общество церковное осталось на старых позициях. Каждое столетие юлианский календарь отстает от григорианского на один день. В XVIII веке это отставание составило 11 дней, в XIX – 12 дней, а в ХХ веке – уже 13 дней.Впрочем, по мнению православных пастырей, юлианский календарь позволяет более правильно учитывать подвижный цикл празднования Пасхи и связанных с нею (переходящих) праздников, а значит, ничего “календарно” менять в этой сфере жизни не нужно.