Уникальное лобби, или Как нас опять надули
[b]Зачем министр экономического развития и торговли Герман Греф заседал с крупнейшими руководителями российских розничных сетей? Чтобы получить от них “спасибо!” – за блестяще пролоббированные интересы торговцев – правительство РФ с 1 января отменило пятипроцентный налог с продаж, заручившись от крупнейших представителей розничной торговли гарантией снизить цены на свои товары. “Спасибо!” сказали, но цены так и не снизили, на ряд товаров они привычным образом поползли вверх. После новогодних закупок говядина в среднем по Москве подорожала с 87,02 руб. за 1 кг (декабрь 2003 г.) до 87,05 руб. за 1 кг. (январь 2004 г.), куры: с 79,32 руб. за 1 кг (декабрь 2003 г.) до 79,54 руб. за 1 кг. (январь 2004 г.); колбаса полукопченая: со 160,23 руб. за 1 кг. (декабрь 2003 г.) до 160,63 руб. за 1 кг. (январь 2004 г.) и т. д.[/b]Конечно, разница незначительная, продукты подорожали на какие-то копейки, которые считают только пенсионеры и малоимущие семьи. Но ведь нам всем было обещано СНИЗИТЬ цены как минимум на пять процентов, если будет отменен налог с продаж! Сегодня же в редких магазинах вы встретите поправки в ценниках, причем настолько незначительные, что покупатели, глядя на них, гадают: не просроченный ли это товар в цене понизили? Тем не менее на общем продовольственном рынке никаких перемен.Призыв министра экономического развития и торговли к совести торговцев выглядит смешным: экономика не терпит сентиментальности, здесь все решает конкуренция. Говядина, поставляемая из Рязанской или Ярославской областей, поступает в столицу по цене 34–35 руб. за 1 кг., а продается в розничных магазинах стоимостью до 110 руб. за 1 кг., то есть втрое дороже! Кто же откажется от таких баснословных прибылей, да еще плюс к ним дополнительных пяти процентов? Может быть, Герману Грефу стоило (скажем, на стадион “Лужники”) пригласить посовещаться не только представителей крупнейших торговых компаний, но и директоров всех супермаркетов, продовольственных шопов и ларечников, чтобы договориться с ними наверняка: “Не подводите, братцы! – снижайте цены на товары!” Тогда, авось, повезло бы больше, нежели очередные обещания горстки торговых магнатов?Отмененная глава 27 “Налог с продаж” части второй Налогового кодекса Российской Федерации давала возможность регионам пополнять свой бюджет за счет сборов с местных торговых организаций. Причем налоговые поступления составляли не менее 20% регионального бюджета. Многие регионы только тем и жили, что собирали налог с продаж и более-менее сводили концы с концами, финансируя социальную защиту своих жителей: детей, пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных многодетных семей. Теперь они, естественно, будут сворачивать социалку – где частично, где полностью.В Москве, разумеется, стараются находить ресурсы для того, чтобы не разрушилась сложная система социальных программ. Тем не менее столица теряет на отмене этого налога более 22 млрд. руб. в год, Подмосковье – более 16 млрд., Петербург – более 6 млрд. руб.Речь идет о регионах-донорах, которые и государство “кормят”, и соседям не дают пропасть поодиночке. Теперь же регионы будут терять в целом 120 млрд. руб. ежегодно.Кто выиграет в результате этой грандиозной кампании, которую пролоббировало в правительстве и в Госдуме Министерство экономического развития и торговли РФ? Государство? Скорее, наоборот, федеральному бюджету придется еще разориться, чтобы частично компенсировать многомиллиардные потери регионов.Производители? Они и раньше не платили налог с продаж, им все равно. Простые граждане, среднего и ниже уровня достатка? Мы уже убедились, что на прилавках цены с места не тронулись, а на некоторые виды товаров первой необходимости медленно поползли вверх. Хорошо, что в Москве существует фиксированная цена на 11 наименований продовольственных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, мука, яйца птицы, детская одежда и обувь, ритуальные услуги. Все эти товары не облагались налогом с продаж.Так кому же выгодна была эта отмена? Остается только торговое лобби, чиновники и депутаты Госдумы, которые не “живота ради”, а совершенно “бескорыстно” помогли “нищей” торговле избавиться от налога с продаж и оставить “богатенькие” регионы с носом.Может быть, это еще один из элементов так называемого укрепления вертикали власти, когда у регионов отбирают часть полномочий? Но зачем же из-под их ног выбивать почву? Учитывая грандиозный по своим масштабам денежный оборот в торговле, отмена пятипроцентного налога с продаж видится блестяще проведенной лоббистской кампанией в пользу торговых ассоциаций и корпораций в ущерб развитию регионов и их программ социальной защиты.